Поствыборная рефлексия: новые возможности и новые вызовы для Партии в ЕДГ-2020

Поствыборная рефлексия: новые возможности и новые вызовы для Партии в ЕДГ-2020

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ ПАРТИИ В ЕДГ-2020

С марта текущего года на всю политическую повестку значимое влияние оказывает все происходящее в связи с угрозой пандемии коронавируса. COVID-19 перенес голосование по поправкам в Конституцию с апреля на конец июня, сформировал федеральный и региональный политический запрос, в том числе ожидания и требования к кандидатам и партиям на выборах ЕДГ-2020. Справедливо будет сказать, что на рейтинги и результаты на выборах этого года власти и Партии власти оказывали влияние именно общественное мнение и оценка работы государственных институтов в условиях вызовов пандемии.

Если говорить об оценке со стороны населения работы власти в этих условиях, то, как показывают результаты социологических исследований, власть не просто справилась, по мнению граждан, а справилась даже лучше, чем в некоторых других странах. Если бы государству не удалось показать свою эффективность и выйти победителем из ситуации карантина — ответить на запросы и соответствовать ожиданиям населения — то негативное отношение со стороны граждан и результаты выборов себе несложно представить.

Власть показала свою эффективность. Партия «Единая Россия» оказалась почти единственной политической силой, которая не просто открыто заявила о своей позиции, но и смогла действовать в это сложное время, оказывая помощь гражданам. Эта работа Партии была замечена.

В чем специфика запросов и ожиданий граждан в условиях пандемии от власти и политической системы? По содержанию принципиальных изменений по сравнению с 2019 годом не произошло. Это требования по повышению качества жизни, защите, заботе, справедливости. Но значительно вырос запрос на конкретную пользу, быстрые результаты, решение проблем, и главное, значительно усилился запрос на учет мнения, интересов граждан и прямую коммуникацию с властью. Запрос на справедливость, о котором говорили социологи еще в 2019-м и начале 2020-го года, трансформировался в запрос на «общую судьбу» и солидарность — пережить беду и справиться со всеми вызовами вместе, всем обществом, без деления на бедных и богатых, на начальников, чиновников и простых людей.

Подводя итоги выборов, можно выделить два ключевых элемента успешной стратегии власти и Партии власти в этом году:

Поддержка Партии строилась на прагматизме: у Партии есть реальные дела, успехи, «Единая Россия» способна предложить лучших, более подготовленных кандидатов. У большинства избирателей, и у противников Партии в том числе, есть опыт и представление о том, как будет и что будет происходить, когда за дело берется «Единая Россия». В условиях пандемии прагматический запрос к власти увеличился. Но это работает и усиливает Партию, как мы видим, если власть и Партия были эффективны до этого и работали, работают для людей во время пандемии. У Партии есть конструктивный и позитивный ответ на вопрос о завтрашнем дне. Позитивный — очень важное слово.

Во многом неуспех оппозиции и новых партий был связан с тем, что они не просто не предлагают такого ответа, а предлагают ответ наоборот: «разрушить до основания», не отвечая на вопрос «А что затем». Как мы видим, диффамационные кампании против Партии (особенно в социальных сетях и Интернете) по-прежнему являются серьезной угрозой, по мнению экспертов, но Умное голосование «не взлетело», потому что технология не дает ответа, какую пользу получит конкретный гражданин, проголосовав не за единоросса.

Но нужно понимать, что в предельной точке граждане голосуют не за результаты, а за образ и отношение к политической силе. Влияет то, как люди формируют свое видение происходящего и «видят» ту самую «пользу» кандидата, политической силы — достаточность или недостаточность, вовремя или нет, как эта помощь была оказана, что сказано.

Давайте поразмышляем. Представим, если бы у региональной власти было не просто достаточно, а даже с легким избытком средств, ресурсов для спасения экономики, помощи гражданам и они были направлены именно на это. И после мы проводим социологическое исследование, которое должно выявить оценку действий власти. Можно ли быть уверенными, что мы получим только высокие оценки? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, потому что очень важно понять, как строилась коммуникация «власть — граждане». Это не менее важно, чем наличие самих результатов. Всегда есть риск, что власть виновата — «все сделали не так и не для тех», даже когда делается много, правильно и «то, что просили».

Основное направление действий по минимизации угрозы «непонимания власти» со стороны жителей находится не только в пространстве реальной помощи и действий, но прежде всего в коммуникационном пространстве — в качестве контента, доступности и открытости власти для коммуникации и готовности власти в этой коммуникации быть, что называется, в режиме диалога — решать проблемы простых людей, учитывать их мнение и интересы. Открытость власти и готовность к коммуникации — важное требование со стороны граждан.

Как показывает опыт ЕДГ-2020, основной запрос приходится на качественную коммуникацию «власть — население». Это же оказалось основным вызовом для власти и Партии власти.

Нужно еще заметить, что спецификой этого года стало особое внимание граждан к власти. Оказавшись в изоляции, люди стали искать больше информации о всем происходящем вокруг: интерес и информационный запрос к власти вырос значительно. Поменялось медиапотребление. Вместо желтой информации людей больше интересовало, что власть делает, что происходит, что делает для них. В условиях роста заражений и варианта «второй волны» эта тенденция сохраняется и сейчас. С одной стороны, это угроза, потому что ошибки и просчеты власти видны (и коммуникационные тоже — неточности, формализм, нерасторопность, а иногда и заносчивость), и оцениваются они строже. С другой стороны, это возможность для правительства и Партии буквально перезагрузить коммуникацию с гражданами. Поэтому так востребованы оказались новые коммуникационные платформы 24/7 — группы в социальных сетях, мессенджерах. И безусловная платформа-лидер — «Инстаграм». Могу сказать как социолог с большой практикой: даже люди старшего возраста, которые точно не являются целевой группой этой сети, знают, что «у губернатора есть Инстаграм и туда ему можно написать», а некоторые имеют личный опыт получения ответов на свои вопросы, заданные там.

Цифровые платформы, куда граждане могут направить запрос к власти, потребовать решения проблемы (но только если это эффективно работающий инструмент!) — одна из самых успешных технологий.

Говоря о политической коммуникации в этом году, нельзя не говорить об Интернете как канале, ресурсе, политической технологии.

Три самых эффективных технологии работы штабов и кандидатов в этом году, по мнению экспертов (опрос ВПШ):

  1. прямые встречи;
  2. агитация в соцсетях, сети Интернет;
  3. АПМ.

Три самых неэффективных:

  1. АПМ;
  2. агитация в соцсетях, сети Интернет;
  3. расклейка плакатов по подъездам и домам.

Понятно, почему с таким отрывом по эффективности идут технологии прямой коммуникации кандидатов и Партии с избирателями. Это как раз про «общую судьбу» и солидарность. Партия все дальше должна уходить от образа чиновников и начальников. В этом залог успеха.

Понятно, что плакат без ответов на сущностные вопросы периода сложной пандемийной экономики оценивается как недостаточный сигнал: просто имени и бренда оказывается недостаточно. Нужны подтверждения и доказательства, что это именно та политическая сила, которой можно доверить управление в кризис. При этом сам факт нахождения рядом, прямого взаимодействия может уже оцениваться избирателями как результат и доказательство.

Это не ошибка: на второй позиции и как самая эффективная и как самая неэффективная технология оказываются Интернет и социальные сети. Самая противоречивая оценка — это оценка социальных сетей и Интернета вообще в этом году. Эффективность этого направления оценивается экспертами значительно выше, чем неэффективность.

С одной стороны, факт: в условиях изоляции потребление информации у людей растет — увеличивается время для СМИ, социальных сетей и Интернета в том числе. С другой стороны, в течение долгого времени считалось, что власть и, тем более, Партия битву за Интернет если не проиграли, то точно не доминируют в этой области.

Считаю, что в этом году Партия во многом вынужденно, но смогла найти новый контент для социальных сетей и Интернета вообще. Смогла заявить и научилась доставлять свое видение и сигнал о происходящем в стране и на региональном уровне. В том числе этот опыт формировали выпускники ВПШ ЕР, которые проходили соответствующие программы накануне ЕДГ-2020. Можно утверждать, что роль политического Интернета будет возрастать. Мы видели в этом году, как неполитические каналы, блогеры становились трансляторами политического сигнала. Это важное направление работы, где важно не потерять и продолжить развивать опыт и успехи этого года.