В ногу со временем. Современное политическое поле - это огромная Арена

В ногу со временем. Современное политическое поле - это огромная Арена

Всегда любил кино, не столько смотреть новое, сколько пересматривать, открывая что-то интересное при каждом следующем просмотре.

В предыдущем номере журнала я прочитал беседу с Евгением Минченко. Его слова заставили меня посмотреть совершенно под другим углом на мысль о формировании жизненного опыта, роли сериалов в этом процессе, информации, которую мы впитываем ежедневно. Это то, что дает нам возможность анализировать, мыслить, формировать пытливый ум. Я увидел единомышленника по моим вкусам, воззрениям, душевной организации, если хотите. Марш против «мертвых белых мужчин» — это разрыв шаблона в моем сознании. Все четко и просто. Не зря именно фразу Евгения из той беседы я выбрал эпиграфом для этой статьи, которую после этого я не мог не написать…

Арена, на которой при неизменно солидных бюджетах вместе с командами имиджмейкеров, политтехнологов, стилистов, парикмахеров (привет парикам от Дональда Трампа), художников по костюмам, сталкиваются «гладиаторы», эти новые «властители дум» электората, который подобно публике Древнего Рима готов либо поднять большой палец вверх, либо опустить его вниз. Иными словами, электорат готов опустить бюллетень с отметкой, оставленной напротив наиболее отвечающего его представлениям о «светлом» будущем «гладиатора».

А как и, главное, КАКИМ среднестатистический гражданин представляет себе современного и глубоко симпатичного ЕМУ политика, зависит от той самой команды, которая работает вместе с ним, с этим современным «гладиатором». Но еще сильнее это зависит от формирующегося общественного запроса на таких политиков, за которых оно (общество) будет голосовать и на которых будет ориентироваться в жизни и дня текущего, и в последующей временной перспективе.

Формируется эта повестка профессионалами своего дела, в том числе искусными сценаристами и опытными шоураннерами, исполнительными продюсерами. И то, каким они покажут «героя нашего времени», таким он и сформируется, предстанет в нашем сознании. А если мы не осознали этого сразу, нам скорректируют этот визуальный нарратив во «втором сезоне» этой «шоу-программы».

Речь в данном случае пойдет о сериалах, являющихся локомотивом и основой телевизионных каналов, стриминговых сервисов (которые по капитализации уже фактически достигли размеров крупних киностудий, тот же Netflix сопоставим с самим Disney), и в первую очередь о сериалах, отражающих все аспекты жизни общественно-политической. Ведь в США и странах Евросоюза это целая машина по производству сериальной продукции, рассчитанной как на подготовленного (целевая аудитория), так и на более массового зрителя. Сериал может быть максимально приближенным к политическим реалиям в жизни общества, страны, мира. А может носить менее прагматичный оттенок и быть более фантасмагорическим, нереальным.

Коснемся, проведя небольшой ознакомительный экскурс, сериальной повестки дня сегодняшнего, которая марширует на американском телевидении. Речь пойдет о сериале телекомпании CBS «Хорошая борьба» («Good Fight»). Пример далеко не частного характера, и вы поймете сейчас, почему.

Существует такая поговорка: «Миром правят юристы», так вот, в США эта фраза работает на все сто процентов. По абсолютно любому вопросу вы можете оказаться в суде. И несмотря на жанр «Хорошей борьбы», а обозначен он как юридическая драма, в сериале отражены ВСЕ стороны общественной и даже общественно-политической жизни США. На протяжении четырех сезонов сериала (в мае 2020-го сериал был продлен на пятый сезон) идет массированная атака на президента Дональда Трампа и на ВСЕ, что связано с его программой и политикой.

Этот сериал является самым длинным в истории и самым последовательным антитрамповским роликом, и в этом присутствует тот грамотный подход, когда Трамп не успел еще въехать в Белый дом, как кампания следующей президентской гонки уже начала разгоняться. «Хорошая борьба» эту задачу выполняет полностью. Но и это еще далеко не все.

На протяжении этих четырех сезонов вам подробно и довольно профессионально расскажут и покажут, как устроена корпоративная система в США, как грамотно устроить троллинг в социальных сетях и, самое главное, как избежать ответственности за этот самый троллинг. Каким образом можно организовать тайное общество для политической борьбы, порой неконституционными, незаконными способами, и как сделать так, чтобы общественная поддержка была на твоей стороне. Особенно если ты убедишь общество, что правда и добро на твоей стороне. Необязательно, чтобы это было именно так, достаточно в этом убедить большинство.

Вам подробно покажут, как можно выстраивать (при правильной и тонкой манипуляции фактами и освещением в СМИ нужных аспектов) обвинения в расовой и гендерной нетерпимости, дискриминации.

Например, как можно потерять место в женской сборной по плаванию, потому что это место занял мужчина, который даже не успел избавиться от первичных мужских половых признаков, но уже заявил, что он является женщиной. И приводить довод об обратном в суде нельзя, так как данный аргумент (о первичных половых мужских признаках) ущемляет его права трансгендера. Или как избежать расслоения размера заработной платы в юридической фирме (равно как и в любой другой) между представителями разных рас. И неважно, если разница в заработной плате сформировалась в связи с тем, что один специалист имеет в месяц, например, 250 оплачиваемых юридических часов в силу своей эффективности и высокому КПД (коэффициенту полезного действия), а второй — 80 оплачиваемых юридических часов в соответствии со своими профессиональными качествами. И неважно, что оплата одного часа юридической работы у них одинаковая: если у них разных цвет кожи, и тот, у которого меньше оплачиваемых юридических часов, принадлежит к представителям расового меньшинства (например, темнокожий или индеец), то это не разница в профессиональных навыках сотрудников, а проявление расовой дискриминации со всеми вытекающими последствиями и незамедлительной общественной реакцией — уж поверьте, самой радикальной.

Это отражение, почти зеркальное, состояния современного американского общества.

И, полагаю, в пятом сезоне, который выйдет в следующем году, мы обязательно увидим оценку движения BLM («Жизни черных важны»), и, поверьте, в самом радикальном ключе по отношению к действующей власти в США. И неважно, кто победит на тот момент в президентской гонке, сериал «Хорошая борьба» продолжится в том же духе, потому что политическая борьба ведется не за месяц и не за полгода до выборов, например, — она ведется все время. В первую очередь это борьба за умы, за настроения, а потом, как следствие, уже и за голоса электората.

После падения «железного занавеса» в конце 80-х годов XX века в СССР и странах Варшавского договора, геополитического «Всемирного потопа» мы полностью оказались окружены в общемировом плане американской или, обобщенно, западной культурой.

И суть не в ярлыках, которые можно навешивать, а в том, КТО произвел конкретный информационный или культурный продукт (будь то кино, музыка или телесериал). Чьими стандартами руководствовались «создатели» конечного информационно-культурного продукта.

Самым большим вызовом на сегодняшний день является процесс глобализации, и закрыться от нее и отмахнуться не получится. Это процесс, который усиливается и с учетом пандемий, экономических кризисов, торговых войн, могу предположить, многократно увеличит свое влияние и мощь через мировой Интернет, стриминговые сервисы и телевидение, а вместе с тем и свою АУДИТОРИЮ. Мировую аудиторию.

В одних государствах успешный политик, лидер — это представитель военной профессии, в других — религиозный деятель.

В США это всегда человек-шоу, уверенный в себе человек, излучающий харизму и передающий через нее эту уверенность всем остальным. Каждый американец верит, что если он сделает селфи с этим человеком (политиком, музыкантом, актером — не важно, главный критерий — успешность, на которую каждый хочет равняться), получит у него автограф, то он сам станет чуть успешнее, увереннее, сильнее, наконец. Это как плацебо: действует на подсознательном, эмоциональном уровне.

Россиянам в массе это было несвойственно, однако сейчас эта тенденция приживается у молодых поколений, и это тоже следствие глобализации, в том числе и этих процессов. С учетом развития и места, которое занимают в их жизни мировая сеть Интернет и социальные сети («Инстаграм», «Твиттер», «Фейсбук» и т.д.).

Соль процессов, протекающих в американском да и мировом обществе, и, соответственно, общественный запрос сформулировал еще Голливуд 30-х годов, создав самое главное свое клише — хэппи энд («Счастливый финал») — и остальные, согласно которым у героев всегда в конце будет чемодан с деньгами и влюбленно смотрящая красотка с длинными ногами. Главное, не упустить свой шанс, и все в жизни будет непременно хорошо — на этом клише под названием «Американская Мечта» стояло и стоит американское общество. Но в жизни не так: американское общество разобщено, каждый обращен внутрь себя, а не навстречу другим, своя рубашка ближе к телу — это принцип выживания в капиталистическом обществе.

Приведу один красноречивый пример из мира американского же кино. В 1952 году вышел фильм «Ровно в полдень» («High Noon») со звездами Голливуда того времени в главных ролях: Гэри Купером и Грейс Келли. Сценарий к фильму написал социалист Карл Форман, и его подход отражал как раз реальное состояние капиталистического американского общества: главный герой-шериф противостоит приехавшим в город четырем бандитам, одержимым местью шерифу за арест в прошлом одного из них. Они ждут прибытия поезда ровно в полдень и намерены убить его. Но все в городе находят оправдание себе, чтобы остаться в стороне, и главному герою приходится в итоге противостоять угрозе в одиночку. То же самое произойдет с автором сценария к этому фильму, он будет внесен в «черный список» деятелей Голливуда, и бороться с этим ему придется в одиночку, а продюсер фильма уберет его имя из титров. Так как фильм был популярен, республиканец и «ястреб» Джон Уэйн снимет аналогичную историю в 1961 году, под названием «Рио Браво» («Rio Bravo»), в которой шериф в исполнении все того же Джона Уэйна также противостоит банде преступников, но все хорошие жители города консолидируются вокруг него и совместными усилиями одерживают убедительную и заслуженную победу. Джон Уэйн был крайне заинтересован в реализации данного проекта, потому что популярность кинокартины «Ровно в полдень» говорила о существующем общественном запросе на героя, но в задачу Уэйна и его соратников, «ястребов»-республиканцев, входило создание убедительного мифа о другом обществе в США.

Так о чем я? О том, что когда назревает общественный запрос на определенную повестку, ее можно формировать и НАВЯЗАТЬ внутри общества, а если вы являетесь контролером крупнейшего информационно-культурного трафика, то вы в состоянии навязать свою общественную, социальную, политическую, наконец, повестку и всему МИРУ.

Сейчас эту повестку формируют социальные сети, мировые СМИ, сериалы мирового масштаба («Игра престолов», «Карточный домик», «Во все тяжкие» и т.д.). Толерантность ко всему: гендерной, религиозной, трансгендерной самоидентификации навязываются без различия национальных особенностей, культурного кода различных народов, населяющих нашу планету.

Глобализация и постоянно расширяющаяся инфраструктура в современном мире, его не прекращающаяся ни на миг цифровизация, лавинообразное развитие и совершенствование социальных сетей приводит к тому, что часть общества в возрасте от 13 до 30-35 лет, даже не являясь полиглотами, пользуется одними и теми же инструментами для общения через социальные сети и различные сегменты мирового Интернета. Через визуальную составляющую: смайлики как общепринятый и понятный символ и способ общения, через фото в «Инстаграм». Культурные коды размываются, сращиваются, грань между менталитетом жителей США, стран Восточной Европы, стран бывшего СССР, России, наконец, истончаются, исчезают.

Нет, безусловно, разница в менталитете у жителей США, Западной Европы и нас, граждан, населяющих Россию и все постсоветское пространство, до сих пор огромная, но в основном у поколений, которым за 40. Более молодая возрастная группа, активнее вовлеченная в информационно-технологический процесс, проявляет легкость и общность в принятии «правил игры» цифровизации через социальные сети гораздо быстрее и чаще. Им становится понятнее и ближе тот язык, которым говорят и кинофильмы, и телевизионные шоу Запада, и в первую очередь, конечно же, США.

В одном из своих последних интервью покойный кинорежиссер Иван Дыховичный сказал:

«Культурная экспансия происходит не тогда, когда в кинопрокат поступает огромное количество иностранной, в частности, американской кинопродукции, где она конкурирует с отечественными кинокартинами. Наступает она тогда, когда в прокате появляются фильмы, снятые в России, на русском языке, с русскими актерами, но слепленные по американским лекалам и зачастую на американские деньги крупными американскими кинокомпаниями».
кинорежиссер Иван Дыховичный

За дословность в цитате кинорежиссера я не ручаюсь, но мысль и смысл цитаты передан на 200%.

Вот и появляются у нас в прокате фильмы с заставками компаний, которые это произвели: 20th Century Fox, Disney и т.д. И имеем мы вроде бы российские фильмы: «Каникулы строгого режима», «Адмирал», «Последний богатырь», — но сделанные по шаблонам, по образцу и подобию Фабрики Грез, и это и есть культурная экспансия.

Что делать, спросите вы?

Главное — не паниковать. Помнится, в детстве была такая поговорка: «Против лома нет приема. Если нет другого лома».

Надо понимать, изучать «правила игры», которые нам навязываются… Становиться в них искуснее и отвечать еще сильнее, еще быстрее, еще точнее. Принимать их, но использовать себе во благо, а не во вред. Единственное, чего категорически, на мой взгляд, не следует делать, так это не замечать того, что происходит.

Как верно заметил Евгений Минченко в одном из своих интервью, «Надо вырастить своего "дракона"».

Вот это точно! Я бы еще добавил: «И не одного». Каким образом этого достичь?

Следует сформировать общественно-политическую повестку самостоятельно, а именно, соотнести запросы общества (и особенно молодой, деятельной его части) с законодательством. Показать и доказать, что мы говорим на одном языке, что его интересы и чаяния (ожидания) не безразличны и понятны государству, что все мы являемся частями одного Общества, единого Государства, и только все вместе мы — единый жизнеспособный организм.

Необходимо активнее участвовать в создании интернет-платформ, доносить эту повестку доступным и актуальным современным кино- и интернет- языком. Участвовать в разработке, обсуждении и принятии законов. Разъяснять их и доводить до каждого не длинными речами и громоздкими текстами, на мой взгляд, а «языком MTV», если хотите: графическими зарисовками, мультфильмами, клиповой подачей. Чтобы донести СВОЮ ИДЕЮ, чтобы противостоять процессу глобализации — необходимо воспользоваться ФОРМАМИ, созданными Западом для формирования своей повестки у мировой аудитории, куда, без сомнения, попадает и наша, российская, аудитория. Используя эти ФОРМЫ, мы сможем эффективно доносить НАШИ ИДЕИ до НАШЕГО общества и создавать конструктивный и доступный диалог внутри него, быть на одной волне всем вместе.

И решающую роль в создании и продвижении данных программ и платформ, в возложении на себя ответственности за протекающие внутри Общества процессы, в возможности ответить на вызовы глобализации, пока не поздно, играть должна Партия, Партия, которой я адресовал свой текст. Если в ваших планах будет создание подобного модуля, ждите меня в первых рядах.

Необходимо «выращивать» своих «кадры-драконов»самим, а они в свою очередь, в рамках всероссийской программы по регионам уже вырастят «кадры — новых драконов».

«Надо бороться за КАЖДОГО индивидуально, не забывая при этом НИКОГО».

В конце хочу привести фразу писателя-космополита Эрнеста Хемингуэя: «Мир — прекрасное место, и за него стоит бороться». А для меня, как для гражданина своей страны, — «Россия и есть весь мир». Может, с первой частью цитаты у кого-нибудь и возникнут контраргументы, но со второй ее частью вряд ли кто-то не согласится…