Томск: несданный тест

Томск: несданный тест

Томск впервые с 2005 года не получил большинства депутатов единороссов в городской Думе. Об этом мы попросили рассказать непосредственного участника событий Александра Ковалева.

Выборы завершены, результаты определены, депутаты получили мандаты. Но остается много вопросов. Почему получилось именно так? Откуда появился и как сформировался новый протест? Зачем избиратели ставят электоральные эксперименты с необъяснимыми последствиями? Давайте разбираться по порядку.

Первое.

В Томской области выборы были во всех 20 муниципалитетах, и кроме «протестного эксперимента» в административном центре, везде ЕР получила подавляющее большинство. В целом по области 72% мандатов осталось у Партии. Соответственно, можно сделать вывод, что в области кампания была проведена по-иному, и результаты получились другими. Хотя, безусловно, и человеческий фактор сыграл роль. Люди по всей области проголосовали за стабильность, не ставя экспериментов, хотя кандидатов от оппозиции было выдвинуто предостаточно.

Второе.

Работа кандидатов в городе. Здесь вспоминается 27 стратагема «Притворяться глупцом, не теряя головы», которую кандидаты от Партии не учли, а оппозиция отработала прямо по ней. Оппоненты были однозначно недооценены, а кандидаты от «Единой России», обладающие, как им казалось, максимальной известностью, влиянием и мефистофельской харизмой, вышли в поля, как обычно, как в 2015 году, когда ситуация была совершенно иной, не доработали. А некоторые прятали партийный бренд, вопреки рекомендациям штаба, что также привело к известному результату. Вывод — будьте проще, и люди к вам потянутся. Именно в этом вся суть «технологии победы». Искренне и открыто идите к людям, говорите с людьми, работайте для людей, станьте понятными и полезными. Это довольно сложно сделать людям, привыкшим руководить в своих организациях и предприятиях. Руководитель — далеко не всегда политик в отношении с избирателями: здесь ключевая проблема в коммуникации (из прошедших в Думу представителей Партии «Единая Россия» большинство предприниматели, общественники). Директора крупных предприятий и учреждений, за небольшим исключением, не получили мандат.

Здесь отдельное замечание о работе 24/7, и представленности в интернет-сетях. Вот четыре проверенных действия для эффективной работы с социальными медиа:

  1. Важно, чтобы вы были там всегда, были с реальной жизнью. Покажите, какой вы человек, ваши увлечения, занятия спортом, семью.
  2. Сформируйте узнаваемый образ через понятные людям «якоря». В этом вам могут помочь профессионалы. И лучше обратиться к ним, для того, чтобы не выглядеть нелепо и неорганично в интернет-пространстве.
  3. Присутствие в сети 24/7. Вы должны обеспечить постоянство своей работы в сети, можно сформировать контент-план, отвечать вашим подписчикам максимально быстро и честно. Ну и конечно — заведение аккаунта за месяц до выборов недопустимо, а прием депутата «раз в месяц по расписанию» — прошлый век.
  4. Соотношение контента в ваших аккаунтах. 90% — лайфстайл, реальная жизнь, видеозарисовки, а 10% — о сути вашей представительской работы, о принятых законах, постановлениях и документах. Оставьте в вашем медийном образе 10% «пиджака», и интерес к вам возрастет кратно.

Третье.

Технологии работы с избирателями. Технологии меняются постоянно, поэтому очевидно, что уже к технологическому обеспечению кампаний 2021 и далее стоит подойти по-другому.

Сегодня нас окружает большое количество информационного шума, фейков, информационного «фастфуда». Чтобы вас заметили, важно быть неожиданным, уметь удивить, донести информацию о работе до избирателя. И при этом сохранить свой образ стабильным, узнаваемым и понятным для людей. Все ваши месседжи должны бить в одну точку, отрабатывать единый сигнал, многократно повторяясь. Не стоит бояться переинформированности. При наличии состояния скепсиса и при этом более детального изучения политической повестки со стороны избирателей важно не просто быть в повестке, важно ее формировать.

Четвертое.

И самое главное — избиратели. Конечно же, они сделали свой выбор. Анализируя произошедшее, я провел более десятка совещаний с экспертами, социологами, политконсультантами, и сейчас мы можем восстановить картину изменения настроения и групп томичей, пришедших на выборы.

На старте кампании рейтинг «Единой России» был достаточно стабилен, на уровне общероссийском — 32-34%, а далее происходят динамичные изменения, которые повлияли на результаты кампании в городе. По итогам голосования, исследований, которые были проведены после, мы видим три основных мотива голосования.

Во-первых, это запрос на идеологию и смыслы, которых было недостаточно в кампании ЕР. Скажем прямо, глубокой идеологии не было и у оппонентов, но ее заменители — обещания, конструкции «Будущего без Партии власти» и прочее, дали свой эффект. И около трети избирателей голосовали по идеологическим мотивам. Отмечу — раньше этого было гораздо меньше. Это доказывает растущую политизацию населения, о чем я писал выше.

Во-вторых, у трети избирателей сформировался настолько высокий протест, подогретый историей с Навальным, что это стало мотивом их прихода на участки и голосования против «Единой России». Данный мотив поднял на голосование абсолютно новые группы избирателей, которые раньше выражали свой протест только в интернет-пространстве. Если раньше голосовали в основном люди старшего поколения и представители бюджетной сферы, то сейчас на участки дошла молодежь и люди 26-40 лет. Это говорит об изменении электорального поля в Томске, и, соответственно, поиске новых решений для кампании 2021.

Еще треть избирателей, дошедших до участков, голосовала за сохранение традиций. И этой трети, к сожалению, не хватило для получения иного результата в Думе города Томска, хотя, в целом, Партия власти получила больше всех мандатов.

Отсюда вывод — опора только на традициональный электорат не ведет к нужному результату. Важно научиться работать со всеми аудиториями, независимо от их возраста, интересов и социального статуса.

Что мы получили в итоге. Разномастную Думу города, что было бы не плохо, если бы депутаты новой Думы умели находить компромиссные решения, договариваться и ставить на первый план развитие города и благополучие горожан, а не политическую конъюнктуру и протестную романтику, подогретую историей с Навальным.

Все выводы сделаны, впереди кампания по выборам в Государственную Думу и Законодательную Думу Томской области. Если учесть опыт 2020 года по выборам в органы местного самоуправления в области, получается одно — если ты не меняешь ситуацию, а меняешь только отношение к ней, тогда жди, что ситуация тебя проглотит.