«Вежливость на базаре не купишь»

«Вежливость на базаре не купишь»

«Конечно, это очень сложная работа. работа с людьми, каждый день с утра до вечера. сложная судьба, на самом деле. Но если уж пришел, надо понимать, что не менее важно чувствовать, понимать людей, сопереживать им, знать их заботы и тревоги… Не должно быть никакого хамства, заносчивости, пренебрежения к людям на любом уровне».
Президент Российской Федерации В. В. Путин
«Большинство наших однопартийцев —  достойные люди. Но из-за отдельных наших представителей, позволяющих себе высокомерие, чванство в заявлениях и поступках, страдает вся партия… Обвинили тебя — подай иск о защите чести и достоинства, нет — партбилет на стол и не надо дискредитировать всю партию».
Секретарь Генерального совета Партии, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ А. А. Турчак

Этика депутатов в отношении избирателей. Этика как наука

Этика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — «этос», «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует.

Выделение этики как особого аспекта философии связано со сделанным софистами (V в. до н. э.) открытием, что установления культуры существенно отличаются от законов природы. В отличие от природной необходимости, которая всюду одна и та же, законы, обычаи, нравы людей разнообразны и изменчивы. Появилась проблема сопоставления различных законов и нравов с целью выяснить, какие из них лучше.

В дальнейшем произошло выделение из общей этики отдельного направления политической, или депутатской, этики. Современные исследования в этой области испытали сильное влияние теории игр, поскольку они концентрируются на проблеме справедливости. Например, большую известность получили работы американского философа Дж. Ролза.

По мнению К.С. Гаджиева, «политическая этика — это нормативная основа политической деятельности, затрагивающая такие основополагающие проблемы, как справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости и т.д.».

Депутатская этика

Правила депутатской этики иногда формируются как конституционно-правовые обычаи. Как пример можно привести Францию, где представители обязаны выступать стоя. В некоторых странах принимаются специальные кодексы этических правил, которыми должны руководствоваться парламентарии.

Под профессиональным поведением депутата понимается его поведение во время исполнения своих полномочий, т.е. в период, когда депутат перестает быть обывателем и принимает на себя обязанности народного избранника.

Каждый депутат должен понимать, что с момента вручения ему депутатского удостоверения он в глазах большого количества людей из обычного гражданина превращается в представителя власти.

При этом каждый депутат в определенной мере является лицом той партии, которая дала ему возможность избраться, и поэтому по внешности и поведению депутата обыватель чаще всего судит о партии.

Нарушения норм парламентской этики, разумеется, не являются уделом только молодых демократий. От них не застрахованы и страны, имеющие давние демократические традиции. Так, разразившиеся в 1990-е гг. скандалы, связанные с этическими нарушениями в Ирландии и Великобритании, привели к радикальному пересмотру правил парламентской этики в этих странах. Конгресс США также прошел через серию скандалов, несмотря на более чем 200-летние демократические традиции и наличие развитой системы этического законодательства и этических правил. Все это заставляет многие страны внимательно относиться к содержанию и механизму реализации этических правил парламентской деятельности, требовать от парламентариев строгого следования нормам и принципам парламентской этики.

Чтобы свести к минимуму злоупотребления среди парламентариев, во многих странах применяется комплекс мер, направленных на создание эффективного этического режима деятельности парламентариев. Он включает в себя набор стандартов, которые направляют поведение депутатов законодательного органа, а также предусматривает механизм практического применения этих стандартов.

В Палате представителей США для конгрессменов, помощников конгрессменов и работников аппарата Палаты принят Кодекс поведения из 12 пунктов, согласно которому все они «должны вести себя таким образом, чтобы их поведение повышало доверие к Палате».

В Великобритании кодекс поведения членов Парламента обязывает их «все время вести себя так, чтобы поддерживать и укреплять репутацию Парламента и доверие общества к нему, и никогда не предпринимать никаких действий, которые могут запятнать честь Палаты общин либо ее членов в целом».

В ЮАР парламентский Кодекс поведения предписывает депутатам «соответствовать самым высоким моральным нормам, чтобы их собственная честность и репутация тех институтов, которые они представляют, никогда не могли быть поставлены под сомнение».

Китайская коммунистическая партия создала свод этических правил, который называется «Некоторые положения об обеспечении честности и неподкупности руководящих работников из числа членов КПК в ходе исполнения служебных полномочий» для членов партии от 24 февраля 2010 года. Он состоит из 52 пунктов. Вышеуказанный документ требует, чтобы руководящие кадры на всех уровнях должным образом изучили, поняли и добросовестно реализовали требования Положений по всем пунктам, строго занялись самодисциплиной, были честными и неподкупными, требовательными к супругам, детям и их супругам, другим родственникам и ближайшим сотрудникам, решительно положив тем самым конец совершению поступков, которые нарушают Положения. Охранением этих этических норм занимается Центральная комиссия Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины, существующая с 1978 года. Обвинения во взяточничестве, подлоге или ином преступлении сначала расследует партия, и лишь затем дело передается в гражданский суд на основании партийного вердикта.

Профессиональное поведение депутата строится на следующих основных принципах:

Формы контроля за соблюдением правил депутатской этики одинаковы во всех странах:

Этические стандарты Партии «Единая Россия»:

На XVIII Съезде Партии в 2018 году в устав был внесен ряд этических норм для членов «Единой России». «Эти нормы не будут работать, если не появится специальный контрольный орган, который будет разбирать резонансные ситуации, касающиеся членов Партии», — сказал Секретарь Генерального совета Партии А. А. Турчак. Комиссии по этике предоставлены особые полномочия давать свои рекомендации по каждому разбираемому случаю — вплоть до исключения из ЕР. Задача Комиссии при этом — досконально разобраться в каждом конкретном случае.

Эти нормы обязательны для всех — и для рядовых партийцев, и для высокопоставленных членов Партии. Причиной для такой меры стал ряд резонансных инцидентов, когда представители ЕР допускали некорректные высказывания или совершали недопустимые поступки. Ко всем таким случаям общество относится пристрастно, тем более что все моментально подхватывают СМИ.

В соответствии с п. 5.3 действующей редакции Устава Всероссийской политической Партии «Единая Россия» члены Партии и ее сторонники обязаны строго соблюдать требования закона, Устава Партии, общепринятые нормы морали и нравственности — следующие этические нормы:

  1. Относиться к людям и их проблемам с уважением и вниманием, помогать им в защите прав, в восстановлении справедливости, в преодолении трудных жизненных ситуаций.
  2. Исключить действия и высказывания, которые могут привести к ущемлению прав и свобод человека, отвечать за сказанное слово, не допускать высказываний, унижающих достоинство людей.
  3. Быть нетерпимыми к попыткам пересмотра и искажения истории России, попранию ее традиций, духовных ценностей наших народов, проявлению неуважения к ее тысячелетней культуре и уникальному опыту межнационального единства России.
  4. В ответ на публичные обвинения в совершении противоправных или аморальных действий публично защищать свои честь, достоинство и репутацию всеми законными средствами. В случае, если обвинения в совершении преступлений или проступков соответствуют действительности и дискредитируют Партию, немедленно подать в отставку со всех партийных должностей.
  5. Придерживаться принципа личной скромности и сдержанности в публичном поведении.
  6. Открыто высказывать и отстаивать свою позицию в ходе партийной дискуссии, после принятия окончательного решения придерживаться коллегиальной партийной позиции.
  7. Выполнять взятые перед людьми обязательства, лично и регулярно отчитываться об исполнении наказов, обещаний, обращений граждан, реализации предвыборных программ.

В апреле 2019 года на официальном сайте Партии «Единая Россия» появился специальный раздел «Оnline-обращение», при помощи которого каждый желающий может обратиться в Комиссию Партии по этике, а также на странице будут публиковаться отчеты о работе Комиссии.

«Новый формат приема заявлений значительно упростит взаимодействие с Комиссией по этике. Каждый, кто стал свидетелем недостойного, по его мнению, поведения члена или сторонника Партии, может заполнить несколько простых граф, которые позволят сформировать обращение», — рассказал ответственный секретарь Комиссии Партии по этике Е. В. Ревенко.

Нравственные основы государственой службы в Германии

Одним из признаков органа управления по законодательству ФРГ является наличие чиновничества, которое служит составной частью государственного механизма.

Чиновничество наделяется широкими административными полномочиями, государственными или публично-правовыми функциями и поэтому несет повышенную моральную ответственность за свои действия.

При поступлении на государственную службу претендент обязан присягнуть государству и обществу; тот, кто отказывается это сделать, подлежит увольнению.

Присяга содержит следующий текст: «Клянусь соблюдать Основной закон Федеративной Республики Германии и все законы, действующие в Федеративной Республике, и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, как мне поможет Бог».

Важное значение для организации и функционирования государственной службы в Германии имеет ст. 33 Основного закона ФРГ, в которой говорится о существовании на государственной службе лиц, связанных «узами публично-правовых отношений службы и верности». Им, в отличие от обычных служащих, поручается «осуществление властных полномочий».

Часть 2 ст. 33 Конституции ФРГ устанавливает равный доступ граждан во все государственные органы. Она предусматривает, что «каждый немец имеет равный доступ ко всякой государственной должности в соответствии со своими склонностями, способностями и профессиональной квалификацией». Таким образом, претендент хотя и не имеет субъективного права на назначение на должность в системе государственной службы, однако имеет право на справедливую и компетентную оценку его способностей для занятия соответствующей вакантной должности.

В ч. 3 ст. 33 Основного закона ФРГ установлен принцип равенства на государственной службе. Никто не может быть ущемлен в своих правах из-за религиозного вероисповедания или мировоззрения.

Согласно Федеральному закону о чиновниках, «чиновник служит не отдельной партии, а всему народу». Он обязан исполнять свои обязанности «справедливо и беспристрастно», руководствуясь интересами общественного благополучия. Во всех своих действиях он должен проявлять приверженность основам свободного демократического строя, выступать в его защиту, «соблюдать умеренность в политической деятельности». В отношении чиновника в ФРГ не устанавливаются требования о деполитизации или департизации. На практике бо́льшая часть государственных служащих ФРГ придерживается определенных политических взглядов, а около 40% чиновников являются членами политических партий. Более того, политические партии стремятся ввести в государственный аппарат большее количество своих сторонников. При смене правительства обычно меняется до 20% руководящего персонала министерств и ведомств. Чиновники, избранные в бундестаг, обязаны уйти в долгосрочный отпуск с правом возвращения на прежнюю или равную должность после окончания срока депутатских полномочий.

Государственные служащие не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой другой правовой формы.

Если по прекращении служебных правоотношений госслужащий занимается работой, которая связана с его служебной деятельностью (в последние пять лет перед окончанием службы), он должен заявить об этом по месту последней службы.

Его трудовая деятельность подлежит запрету, если есть опасения, что она наносит ущерб служебным интересам. Запрет выносится последней высшей служебной инстанцией госслужащего и теряет силу по истечении пяти лет с момента окончания служебных правоотношений.

Выделяя чиновников как категорию людей, наделенную особыми обязанностями и правами, законодательство ФРГ предусматривает уголовную ответственность за преступления, которые могут быть ими совершены при исполнении должностных функций. Чиновники несут повышенную ответственность за шпионаж, разглашение служебной тайны, взяточничество, преступное использование служебного положения и подлежат дисциплинарной ответственности за проступки, совершенные на службе и вне ее.

Повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются в Германии соответствующим государственным жалованьем и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни.

Принципы Лорда Нолана

Лорд Майкл Патрик Нолан возглавлял Комитет по стандартам поведения в общественной и государственной жизни с 1994 года по 1997-й. Комитет был создан в конце 1994 года правительством Джона Мейджора после дела о взятках в Палате общин. Его первый отчет в 1995 году заложил основы депутатской этики, рекомендовав полное раскрытие личных интересов членов Парламента.

Принципы, сформулированные в первом отчете, с тех пор вошли в общественную жизнь Великобритании и часто упоминаются как Принципы Нолана.

Семь принципов общественной жизни, включенных в Министерский Кодекс:

Самоотверженность — представители должны действовать исключительно с точки зрения общественного интереса. Они не должны делать так, чтобы получить финансовую или другую выгоду для себя, их семьи или их друзей.

Целостность — представители не должны занимать место ни под какими финансовыми или иными обязательствами перед другими людьми или организациями, которые могли бы стремиться влиять на них в исполнении их официальных обязанностей.

Объективность — в выполнении служения обществу, включая обнародование назначений, заключение контрактов или рекомендацию людей для получения вознаграждений и преимуществ, представители должны делать выбор по заслугам.

Ответственность — представители ответственны за свои решения и действия перед общественностью и могут подвергаться любому расследованию касательно их деятельности.

Открытость — представители должны быть максимально открыты при информировании о всех решениях и мерах, которые они принимают. Они должны привести причины для своих решений и ограничивать информацию только тогда, когда этого требуют интересы общества.

Честность — у представителей есть обязанность открыто заявлять о любых частных интересах, касающихся их общественных обязанностей, и предпринимать шаги, чтобы решить любые возникающие конфликты в интересах общества.

Лидерство — представители должны продвигать и поддерживать эти принципы своим личным примером.

Сенат США

Конгресс США

Членам Конгресса запрещено: