Запрос на человечность

Запрос на человечность

Особенность предвыборной ситуации в текущем, 2020-м, году — вероятность повторения сценария 2018 года, когда после высокого эмоционального напряжения в ходе президентских выборов произошел спад. Кто-то из избирателей просто «выгорел» и на время потерял интерес к политике, для других объявление о пенсионной реформе обернулось разочарованием в действующей власти и нежеланием ее поддерживать. И напротив, оппозиция, активно используя текущую повестку, всего за три месяца сумела набрать до 30% к своему стартовому рейтингу. В итоге — снижение явки и ухудшение результатов ЕДГ.

Сейчас, когда в обществе идет бурное обсуждение поправок в Конституцию РФ и ведется подготовка к референдуму, для «Единой России» особенно важно выстроить работу с избирателями так, чтобы и в долгосрочной перспективе сохранить эмоциональный контакт с избирателями, сохранить их интерес к деятельности Партии и лояльность. Для этого «Единой России» необходимо максимально полно отвечать тем запросам, которые общество предъявляет к политическим силам.

Чем сегодня живут люди? С одной стороны, мы наблюдаем кризис доверия, рост гражданской активности и протестного потенциала. С другой — высок запрос на прямое общение с властью, на ощутимые результаты ее деятельности (с акцентом на социальную сферу и качество жизни), на отзывчивость, уважение и так называемый местный патриотизм. И хотя опыт прошедших выборов показывает, что традиционные, исправно приводившие к победе алгоритмы нынче перестают работать даже в стабильных, предсказуемых регионах, однако ключи к победе очевидны. Когда социологи и политологи говорят, что избиратели ждут «нового человека во власти», не стоит воспринимать этот образ буквально — как запрос на лицо молодое и никому пока не известное. Нет, новый человек во власти — это человек искренний, отзывчивый на запросы общества и органичный.

Честность, уважение, способность вызывать доверие, способность достичь ощутимого для граждан результата, открытость и близость к людям — вот самые важные качества для современного политика. Как продемонстрировать их на практике?

Откажитесь от обязательной программы в пользу произвольной. Не существует «методички», требующей от всех политиков без исключения вести страничку в «Инстаграме». Органичность важнее «Инстаграма». Из всего набора технологий используйте лишь те, которые позволяют вам не только лучше демонстрировать свои умения, но и оставаться самим собой, быть естественным и искренним. Не надо создавать лубок. Люди смотрят политические телесериалы, и они в курсе, как рисуются подобные картинки. Время универсальных положительных героев прошло. Теперь привлекает политик, который является личностью, за которым интересно наблюдать.

От «паровозов» к «буксирам». «Паровозов», то есть людей, обладающих универсальной привлекательностью для абстрактного избирателя, сегодня нет. Да, в первых строках партийных списков по-прежнему будут люди с высоким личным рейтингом, но серьезных проблем это не решит. Намного полезнее включить в списки «буксиры» — компетентных спикеров по конкретным темам. Рекомендуется выбрать специалистов, олицетворяющих решение конкретных проблем, сопереживающих людям и способных в ответ вызвать сопереживание, симпатию к себе и своей позиции. Создайте под них повестку, определите аудиторию. А какие темы, проблемы наиболее актуальны для вашего региона, видно по социологическим данным. Не будучи мегаличностями-«паровозами», «буксиры» тем не менее способны вести массивный корабль партийного списка в нужном направлении. Эта практика уже зарекомендовала себя на выборах высших должностных лиц: большего успеха добивался тот губернатор, который шел в составе команды и вместо «я» говорил «мы».

Результативность: «Дела делают люди». Фактически этот девиз пришел на смену абстрактному «Партия реальных дел». Станьте выразителем воли избирателей, советуйтесь, обсуждайте, рассказывайте, что делаете, почему делаете. Мы привыкли отчитываться по схеме «результат = объект»: благодаря Партии «Единая Россия» построено 500 ФАП, 100 бассейнов и т.д. Но вчера объект появился и порадовал людей, а завтра превратился для них в часть пейзажа. Меж тем работа по его сооружению — она останется в памяти избирателей. Поэтому каждое действие интереснее и полезнее рассмотреть через ее контекст. Когда в центре внимания не скучная цифра, не отчетность, а конкретный человек, ответственный за проект. Когда он расскажет, как тетя Маша обратилась к нему от лица местных жителей с просьбой построить бассейн, как выбивались деньги на строительство, как он заставил подрядчика урезать смету и т.д. «Результат = процесс», и каждый его этап — это информационный повод. Тогда есть понимание, что хорошие новости не случайность, а результат последовательной политики. Практика успешного решения повседневных проблем убедительнее рассказов о будущих достижениях.

Местный патриотизм. Людей все меньше волнуют глобальные проблемы и все больше — то, что происходит у них перед глазами. Берите на вооружение локальную повестку: побеждают люди, которые знают свой регион и заботятся о нем.

И об этом надо помнить, в том числе когда стержнем предвыборной позитивной повестки станут национальные проекты. Да, в ходе избирательной кампании люди не раз и не два услышат про нацпроекты. Но увидят ли в них пользу для себя? Нужно максимально вовлечь в коммуникацию население и профессиональные сообщества, чтобы получить предложения и поделиться собственным мнением о том, как нацпроекты решат проблемы в конкретном регионе, районе, населенном пункте.

Открытость. Есть институциональные рамки работы с общественностью, в том числе утвержденная в 2014-м году Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. Тактика «в Кремле никогда не гаснет свет, там разбираются во всем» нежизнеспособна. С обществом надо советоваться, надо быть открытым. В числе актуальных практик — рейды, встречи с жителями, работа через аккаунты в соцсетях, прямые линии и участие граждан в выработке решений через онлайн-платформы, консультационные площадки для экспертов, отраслевые форумы, партисипаторное бюджетирование. Казалось бы, может ли рядовая медсестра подсказать, как реформировать всю систему здравоохранения? Но важно не только напитаться полезной информацией, но и понять, в чем люди видят проблему, как они ее описывают. И напротив, если вам задают вопрос, на который вы не можете ответить, не стесняйтесь искренне признаться: «Я не знаю, но есть специалисты, которые знают, и я с ними посоветуюсь».

Пример неверно выстроенной коммуникации с гражданами:

«Мне плевать на их рейтинги и голосования». Губернатор Архангельской области Игорь Орлов сначала проигнорировал протесты против строительства мусорного полигона близ станции Шиес, а затем на встрече с общественниками не только назвал протестующих «шелупонью», но и развил эту мысль. Неверная коммуникативная стратегия привела к тому, что локальный конфликт стал символом и эпицентром «антимусорных» выступлений в России. В прессе появились заголовки «Губернатор Орлов оскорбляет свой народ», о станции Шиес узнали за рубежом, акции в поддержку протестующих прошли в 30-ти регионах России, против строительства полигона выступили 95% жителей Архангельской области, опрошенных «Левада-центром».

Главная проблема — недоверие, главный запрос — на доверие. Избиратели хотят голосовать за честного и порядочного человека, однако априори уверены, что таких среди политиков и чиновников нет. Кого же они ищут? Человека, которому можно доверять. И если кристальную честность доказать крайне сложно, то доверие можно заслужить: не отгораживаться, сокращать дистанцию, идти на прямой контакт. Часто политики жалуются: «Люди нас не любят». Но поверьте, люди никого не любят, кроме своей семьи. Любимый политик — это существо сказочное, вроде единорога. Не ищите любви избирателей, ищите доверия. А доверие начинается с разговора. Люди вас не любят, а вы с ними общаетесь. Люди на вас кричат, а вы с ними общаетесь. Люди говорят: «Будьте вы прокляты!», а вы отвечаете: «Ваше мнение очень важно для меня, но расскажите подробнее, за что я должен быть проклят».

Обществу нужен человек, который слышит и защищает, понимает и решает проблемы людей. Это, кстати, подтвердили московские общественные слушания по реновации. Когда префект находил в себе мужество промолчать и выслушать мнение людей, то через час он мог взять слово и спокойно рассказать о преимуществах программы. Напротив, если префект немедленно возражал: «Вы ничего не понимаете, не знаете, сейчас я вам все расскажу…», слушания были долгими и трудными. Мнение, что власть не должна показывать слабость, устарело. Власть не имеет права показывать глупость, зато должна демонстрировать уважение, сопереживание, понимание чаяний людей.

Уважайте людей, проявляйте это уважение и уж точно ни в коем случае не унижайте. Неуважение способно даже локальный конфликт превратить в онтологический, как это прекрасно видно на примере Шиеса. Существует немало проблем, для которых нет быстрых решений. В ситуации, когда вы не можете ничем обеспечить людей или в состоянии обеспечить лишь малым, дайте им хотя бы уважение. Не бойтесь быть человечным.

И не бойтесь быть честным. Для привлечения новых избирателей в повестку необходимо включить наиболее острые темы. И если социологические опросы показывают, например, что люди озабочены состоянием здравоохранения, бессмысленно доказывать, что все хорошо. Эффективнее признать, что да, многое плохо, но мы построим 20 больниц, выплатим студентам-медикам 100 стипендий и т.д. Даже если озвученный вопрос не урегулировать прямо сейчас, простые «Я разделяю...» и «Будем искать решение» помогут установить с избирателями доверительные и конструктивные отношения.

Разворот Текслера. Губернатор Челябинской области Алексей Текслер во время первого рабочего выезда неожиданно даже для сопровождавших его чиновников и журналистов изменил маршрут: вместо осмотра ледовой арены и парков Челябинска Текслер отправился на Коркинский угольный разрез, где шли работы по тушению пожаров. С тех пор «разворот» — фирменный стиль уральского губернатора: он без предупреждения посещает стихийные свалки и недостроенные соцобъекты, проверяет качество уборки снега, пока его ждут на выставке коммунальной техники, много ходит пешком и активно общается с людьми, не только раздавая обещания, но и скрупулезно их выполняя.

«Приморская рыба должна быть дешевой». Этот тезис вкупе со знаменитым «Я считаю это важным» внес вклад в победу Олега Кожемяко на выборах губернатора Приморского края. Снизить цену на местную продукцию удалось за счет договоренности с рыбопромышленными ассоциациями и торговыми сетями. Но, разумеется, людей подкупил не дешевый минтай, а факт, что власть понимает их тяжелую жизнь и пытается хоть в чем-то сделать ее легче, причем здесь и сейчас, не уповая только на будущее.