Тамбовский выход

Тамбовский выход

Каждый год в регионах и муниципалитетах проходят выборы представительных органов власти, в которых принимают участие и побеждают преимущественно одни и те же лица. Каждый раз в момент предвыборной кампании кандидаты (те, кто подошел к делу ответственно) представляют избирателям новые программы. О тех, кто на выборах «отбывает номер» (встречаются и такие), речи идти не может — с ними ситуация проста до безобразия: заняв место, народные избранники занимаются личными делами, уделяя непосредственно законотворческой практике крайне мало времени. «Благодаря» такому подходу в среде электората слово «депутат» стало синонимом устроенности в жизни при отсутствии трудовой деятельности.

Проблема такого отношения к законотворцам кроется еще и в том, что некоторые народные избранники, получив мандат, забывают о своих предвыборных обещаниях и предпочитают сидеть в кресле, делая умное лицо и забывая о том, что за словами необходимо действие, а обещания нужно выполнять.

Стоит обратить внимание на еще один немаловажный момент: многие депутаты считают, что их работа как выборного представителя населения заключается только в проведении личных приемов на округе, участии в работе комитетов и заседании парламента. Несомненно, что это часть работы депутата; но не самая главная. Большинство забывает или намеренно не хочет вспоминать об одной из самых трудоемких частей работы — о законотворчестве. Многие коллеги могут справедливо возразить, что у них нет на это времени, ведь порядка 90% всех парламентариев работают на непостоянной основе, не получая заработную плату за депутатскую деятельность. В качестве контраргумента такому мнению следует привести простое правило: человек, решивший баллотироваться, должен быть готовым к тому, что работа депутата действительно отнимает огромное количество как рабочего, так и личного времени.

Перечислив основные проблемы в формировании в общественном сознании образа парламентария, поговорим о сложностях законотворческой деятельности, которые известны лишь непосредственным участникам процесса.

Развитие любого бизнеса связано не только с грамотной стратегией, принятой непосредственно менеджментом. Зачастую предусмотренная государством система регулирования той или иной отрасли может играть двоякую роль: в одном случае законодательные акты служат катализатором прогресса, а в других — являются сдерживающим фактором. Стоит отметить, что в последнее время на федеральном уровне просматривается тенденция к поддержке приоритетных для государства отраслей: туризма, спорта, сельского хозяйства и многих других.

И эти законы действительно приносят пользу: мы видим, как меняется социальная сфера, строятся школы и детские сады, работает программа материнского капитала (а с учетом Послания Президента она будет полностью перезагружена), строятся дороги, выделяются огромные денежные средства для субсидирования различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Но на региональном уровне «одомашнивание» общегосударственных мер содействия развитию бизнеса (как на уровне субъектов, так и на уровне муниципалитетов) претерпевает определенные сложности. Причина кроется в том, что региональные органы законодательной власти осторожничают в реализации и поддержке федеральных программ на уровне субъекта, дуют на воду, обжегшись на молоке. Из-за этого сложно оценить пользу тех изменений, которые приняты на федеральном уровне, но остались без должного внимания на уровне субъекта. Для малых и средних предприятий большинство федеральных льгот и субсидий недоступно. Чтобы механизм господдержки заработал, необходимо активное содействие региональных властей.

В качестве примера рассмотрим сельское хозяйство. В этой отрасли работает огромная часть населения нашей страны, выделяются огромные средства по федеральным и региональным программам, работает партийный проект «Российское село». Несомненно, что все эти меры государственной поддержки стали базой для стремительного развития агропромышленного комплекса: наша страна стала одним из крупнейших экспортеров зерновых культур, на сельских территориях строятся новые социальные объекты и капитально ремонтируются имеющиеся, строятся крупные агрокомплексы, которым выделяются огромные субсидии. Но АПК — это не только крупные агрокомплексы или предприятия, но и мелкие фермы, крестьянско-фермерские хозяйства, мелкие рыбоводческие комплексы.

Рассмотрим законодательную базу, регламентирующую меры господдержки для сельхозпроизводителей. С 1 января 2019-го года Правительство РФ и ГД РФ внесли изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Поправки позволили регионам самостоятельно варьировать и вводить дифференцированную ставку по этому налогу от 0% до 6% для всех или для отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от вида производимой продукции, размера доходов, места осуществления деятельности, средней численности работников. На 1 января 2020-го года пониженную ставку ввели только три субъекта РФ: Московская, Свердловская и Кемеровская области, которые назвать сельскохозяйственными сложно.

В остальных регионах ставка по этому налогу принята по максимуму, что в принципе устраивает и региональные органы исполнительной власти, и крупные агрокомплексы, которые не подпадают под действие этого налога. На многочисленных встречах с руководителями мелких сельхозпредприятий постоянно высказывается просьба о разработке и принятии каких-либо мер региональной поддержки.

При работе над проектом закона о стимулировании развития сельского хозяйства в Тамбовской области я неоднократно слышал от чиновников, что предлагаемая мной мера поддержки мала и от нее не будет эффекта. Приняв такую оценку за руководство к деятельности, я разработал план по убеждению в необходимости принятия законопроекта.

В первую очередь мной изучены действующие федеральные и региональные программы господдержки сельхозпроизводителей, а также действующие положения Налогового кодекса РФ в части налогообложения малого и среднего бизнеса и наличия возможностей для введения налоговых льгот. Огромную роль здесь сыграло общение с коллегами из других регионов на предмет реализации таких законов у них.

Для подкрепления цифрами своих доводов о насущности принятия законопроекта необходимо получение данных по малому и среднему предпринимательству в сфере АПК от ИФНС, Росстата, финансового управления и управления по сельскому хозяйству администрации области.

После обработки статистических данных для углубленного изучения ситуации мной проведены встречи с руководством названных ведомств для обсуждения эффекта от предлагаемого нами законопроекта. Стоит обратить внимание на то, что одними из ключевых вопросов работы с органами власти являются механизм реализации положений нового закона, понятный каждому, и экономический эффект.

Далее я приступил непосредственно к формированию текстовой части законопроекта, пояснительной записки к нему и финансово-экономического обоснования. После — переход к самой важной части деятельности депутата: выход в региональный парламент с законодательной инициативой. Следующие стадии (обсуждение законопроекта на заседании профильного комитета по финансам и бюджету, получение заключений правового управления Думы и контрольно-счетной палаты, обсуждение проекта нормативно-правового акта членами комитетов) подробно описывать не буду — сложностей у профессионального законотворца здесь возникнуть не должно.

Внимание стоит заострить на прохождении обсуждения законопроекта на заседании фракции. Оговорюсь, что эта процедура не является обязательной, если инициатива исходит не от фракции, но когда предложенный депутатом законопроект проходит через еще одно «сито», уже на заседании парламента исключаются дополнительные вопросы со стороны коллег. Что, в свою очередь, значительно ускоряет процедуру принятия закона.

Что мы имеем в сухом остатке по реализации федеральных программ поддержки сельхозпроизводителей на региональном уровне? Во-первых, недостаточное внимание к изменениям в налоговом законодательстве со стороны субъектов РФ. Во-вторых, отсутствие инициатив депутатов по переработке действующего местного законодательства. В-третьих, боязнь всего нового со стороны чиновников. Как с этим бороться в правовом поле, я рассказал выше.

В качестве примера мной неспроста выбрано сельское хозяйство. Тамбовская область всегда считалась аграрным регионом и продолжает подтверждать это звание, но АПК находится в стадии застоя. Новых предприятий не появляется, если это только не федеральный холдинг или группа компаний. На мой взгляд, снижение налоговых ставок для сельхозпроизводителей, в первую очередь для представителей малого и среднего бизнеса, поспособствует повышению инвестиционной привлекательности отрасли в регионе, образованию новых сельскохозяйственных предприятий и созданию новых рабочих мест. В долгосрочной перспективе это приведет к увеличению поступлений в бюджет, что положительно скажется на финансовом состоянии региона.

Константин Черкасов, депутат Тамбовской областной Думы

Реализация закона о стимулировании развития сельского хозяйства в Тамбовской области позволит малым и средним предприятиям экономить при уплате налогов от 60 до 100 тысяч рублей в год. И многие предприниматели, особенно мелкие, уже заявили о готовности направить эти средства на улучшение и расширение своего дела. На это и был основной расчет! В корне не согласен с мнением, что такие невеликие, вроде бы, суммы не смогут повлиять на развитие регионального АПК. Как человек, который сам занимается бизнесом более 15 лет, могу смело утверждать: грамотному предпринимателю нужна и полезна любая высвободившаяся копейка. Кто-то уже планирует купить семена новых сортов цветов. Кто-то — дополнительное количество цыплят для выращивания кур. Кто-то готов приобрести необходимое для его предприятия оборудование и т.д. Плюсов однозначно будет больше, чем минусов.

К сожалению, заключение губернатора на законопроект пока отрицательное, и документ направлен на доработку. Причина в потерях, которые, по предварительным расчетам, для консолидированного областного бюджета составят около 60 миллионов рублей в год. При всей нужности закона это вызывает у губернатора озабоченность. Он предложил продумать механизм компенсации муниципалитетам выпадающих доходов. Для этого вместе с коллегами-депутатами нам предстоит изыскать и высвободить необходимую сумму в региональном бюджете. Также предлагается устанавливать льготный режим налогообложения для новых предприятий, и в этой части я сейчас изучаю имеющиеся практики. Думаю, работа над новой редакцией документа займет около месяца, после чего предстоит защита на бюджетном комитете Думы и прочие мероприятия, необходимые для принятия закона. Если у читателей возникнет интерес, то готов рассказать обо всех предпринимаемых шагах и выслушать предложения депутатов из других регионов. Моя электронная почта — chkk@list.ru.