За каждым из нас стоят люди, или Может ли кризис выделить главное?

За каждым из нас стоят люди, или Может ли кризис выделить главное?

Окно выходит во двор. Обычно живой и шумный, сегодня он будто затих и ждет.

В таком же ожидании и дорога к школе, в которой отменены все занятия, и даже торговый центр в паре сотен метров от моего дома.

Закрыты кафе и рестораны, моллы и развлекательные центры. В ожидании окончания режима повышенной готовности все. И предприниматель, который продает кофе на площади, и собственник сети ресторанов. Вообще все.

За всеми этими предприятиями стоят не безликие данные из Росстата или налоговой службы, а живые и настоящие люди, с которыми мне доводится много общаться.

Дело в том, что мой бизнес — это логистика. Цепи поставок, работа со всеми участниками экономической жизни от производителя до конечного потребителя.

Иногда случается видеть, как то или иное событие, постановление Правительства РФ или финансовый скачок, отражается на определенном звене этой цепи. Когда ввели плату за проезд по федеральным трассам для грузовиков — пророчили глобальное повышение цен. Но этого не произошло. Когда подняли НДС — многие говорили и писали о том, что этого рынок может не пережить. Пережил. Повышение курса доллара вообще стало само собой разумеющимся, и все научились вести дела, не хватаясь за сердце, заходя утром в интернет. Это говорит о том, что российский бизнес научился адаптироваться к ударам. И вот — пандемия COVID-19. Хочется сказать: беспрецедентный кризис. Но впрочем, как и любой другой. Иначе это уже не кризис, а ожидаемая реальность.

Когда Президент объявил о нерабочих днях, снова появилось это чувство неопределенности — предвестник чего-то, что изменит модель ведения наших дел. Паники не было. Отчаяния тоже. Наша сфера входит в число тех, которые не останавливаются практически никогда. Уже через несколько дней новой реальности пришло осознание. Не имевшая для меня смысла до недавнего времени фраза «Кризис — время возможностей» стала более чем осмысленной. Стало понятно, что пандемия открыла для меня несколько главных правил.

Во-первых, модель работы современного российского малого бизнеса «на обороте, а не на прибыли» в итоге приводит к закрытию такого бизнеса. Не имеешь «подушки» и запаса прочности хотя бы на 3–4 месяца — скорее всего, наступят вполне предсказуемые последствия. Бизнес действует на свой страх и риск. Но нырять в воду, не набрав в легкие воздуха, — занятие для отчаянных.

Во-вторых, бизнес должен быть мобильным и уметь легко перестраиваться. Если раньше фраза «Мы есть в интернете» означала просто наличие сайта, то теперь это полное присутствие в ИТ-сфере. Интеграция с агрегаторами, использование облачных сервисов и умение проводить встречи и совещания дистанционно. SMM-продвижение и владение всеми инструментами, которые дает нам интернет. Наш клиент должен всегда иметь возможность получить услугу онлайн. И это касается всех, в том числе и производственных предприятий. Практически никто до пандемии не мог себе представить работу своего отдела продаж или отдела закупок на удаленном доступе. Мало кто проводил планерки, используя Zoom. Не каждый ресторатор задумывался о том, что его блюда высокой французской кухни могут быть упакованы в контейнеры для курьера «Яндекс.Еды». Теперь есть все возможности расширить рамки своего бизнеса.

В-третьих, нужно стараться выстраивать свою работу таким образом, чтобы в случае кризиса, аналогичного этому, вы не остались без средств. Для некоторых это означает вести два-три дела в разных сферах. Для меня — отчетливо стала видна картина процентного соотношения моих клиентов. Если ты занимаешься логистикой, то не стоит работать в одном направлении. Их должно быть несколько.

Я вижу партнеров, бизнес которых встал. Да что там встал, он просто практически прекратил свое существование! Виной тому отчасти недальновидность собственников, отчасти отсутствие той самой мобильности и финансового запаса. Те, кто еще вчера заявлял о своем успехе, сегодня уже молчат. Они получили опыт, которого не было до сих пор.

Вместе с тем большая часть наших контрагентов все же продолжает работать, сделав выводы и засучив рукава. По-другому нельзя.

Многие из них даже в эти трудные дни пытаются сохранить свои коллективы и не снижать зарплаты. Наверное, теперь я понимаю, что означает социальная ответственность бизнеса.

Раньше я не совсем понимал, что это значит. Ведь основная задача бизнеса — это извлечение прибыли. Все остальное казалось сопутствующей надстройкой. Что-то бизнес сам возложил на себя, что-то возложило на него государство.

И сейчас что заставляет предпринимателя отказаться от прибыли, сократить все расходы, но оставить штат сотрудников в полном объеме? Можно было бы подумать, что позиция Президента и Правительства. Однако, если не лукавить, всем из нас известны способы, как сократить штат или снизить зарплаты, не нарушая закон. Соблазн сделать это в непростой период велик. И все же многие этого не делают. Если в начале я писал о том, что российский бизнес адаптировался и научился выживать, то теперь можно добавить, что российский бизнес вынес для себя главные ценности. Ключевая ценность — люди.

Именно этот постулат проходит генеральной линией через всю работу нашей Партии. Именно поэтому наш Президент объявил об особых мерах поддержки тех компаний, которые, несмотря на всю сложность ситуации, сохранили своих сотрудников. Это очень мощный сигнал.

Быть ответственным — это не просто платить налоги и соблюдать законодательство. Быть ответственным — это понимать, что за твоим бизнесом всегда стоят

люди и их семьи.

Сейчас поэтапно вводятся меры поддержки малого и среднего бизнеса государством. Бизнеса, который еще вчера говорил: «Нам не нужно помогать, просто не мешайте». Я вижу эту поддержку. Например, разрешено получить отсрочку по оплате страховых взносов. Это действительно важно. Особенно для тех, у кого резко упали доходы. Но пользоваться этими мерами тоже нужно ответственно. И если я могу себе позволить не использовать их пока и платить налоги в прежнем режиме, я буду это делать.

Я живу и веду бизнес в Новосибирске. Наш город во многом транзитный. Не только потому, что родился благодаря строительству Транссиба, но и потому, что Новосибирск — это транспортный узел, соединяющий Запад, Юг и Восток. Наверное, поэтому большая часть предпринимателей нашей области не так сильно пострадала от введения режима повышенной готовности, как другие. Что говорить, трудно представить, как выживать малому бизнесу Черноморского побережья, который почти весь построен на туристической основе. Как быть Республике Алтай, которая

с нетерпением ждет открытия летнего сезона?

Думаю, вероятнее всего, на такие регионы будет направлено особое внимание федерального центра. И это правильно. Если я услышу о том, что Сочи или Горный

Алтай получат дотаций на поддержку бизнеса в разы больше, чем Новосибирск, я только поддержу такое решение. И это тоже социальная ответственность — понимать, что кому-то нужнее, чем тебе.

Действительно, кризис — это время возможностей. Для людей — научиться быть более подготовленными, для государства — отработать схемы оперативных решений, для Партии — оказать помощь людям, быть полезной здесь и сейчас.

Конечно, нет среди нас тех, кто рад подобным встряскам и воспринимает их исключительно положительно. Для многих людей это настоящее горе. У кого-то в дом пришла беда, и ему нет дела до позитивного взгляда на происходящее. Это нужно понимать. От этого никуда не деться. Но как бы ни было трудно, нужно держаться и пытаться найти выход. Таким людям сейчас особенно нужна поддержка. Им важно понимать, что их не покинут и по мере возможности окажут помощь. Именно это отличает нас, людей. В трудных ситуациях мы помогаем друг другу. «Единая Россия» открыла волонтерские центры по всей стране. И я не удивлен тому, что предприниматели, которых, конечно, коснулся кризис, не только не опускают руки, но и оказывают помощь другим. Кто-то выделяет продукты для пожилых людей, кто-то бесплатно кормит медиков, которые сейчас на передовой. Некоторые сами, надев волонтерский бейдж, отправились помогать людям. Я не удивлен. Потому что глубоко

убежден в том, о чем писал в самом начале: бизнес — это не сухие данные из Росстата. Бизнес — это люди. Люди, которым важно быть полезными.

И именно сейчас важно понимать: пандемия закончится. Все мы выйдем из нее новыми людьми. С огромным опытом, который, безусловно, пригодится нам всем. А пока нужно набраться терпения и делать все, что от нас зависит. Врачам — лечить людей, волонтерам — оказывать помощь тем, кому она нужна, а бизнесу — сделать так, чтобы у людей было чувство плеча и надежда на лучшее. Ведь тогда нам ничего не страшно.