Три вопроса экспертам

Три вопроса экспертам

Мир делится на жизнь до и после начала пандемии. Есть самые различные мнения о глубине и скорости глобальных трансформаций социума и сложившихся практик общественной жизни. В связи с этим мы задали вопрос ведущим политическим экспертам страны о том, чего ждать в ближайшее время в нашей с вами политической повседневности. Предварительное голосование, избирательные кампании, предвыборные технологии — что теперь?

Вопрос 1 В закрытых исследованиях Высшей партийной школы «Единой России» по итогам ЕДГ–2019 подавляющее большинство кандидатов в депутаты называет личные встречи с избирателями самой эффективной и работающей технологией, в том числе более эффективной, чем работа в интернете. Как теперь работать и побеждать?

— С точки зрения эффективности почти ничего не меняется. Главное остается: быть интересным, важным для избирателей. Убедить их в своей полезности. Доказать открытость и искренность. Найти общие актуальные темы для разговора. Рассказать о своих планах и возможности и желании их реализовать.

Ну а где это будет — на личных встречах или в любом виде сетевого взаимодействия, — не так важно. Потому что все кандидаты будут в одинаковых условиях. Главное, быть более убедительным и интересным, чем конкуренты.

И нужно отдавать себе отчет, что избирательная кампания начинается сегодня. От того, как вы сейчас, в этих критических условиях, сможете себя проявить, будет зависеть, с каким электоральным багажом вы придете к старту официальной избирательной кампании. Начинайте сейчас.

Куртов Алексей Анатольевич, президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), академик Национальной академии социальных технологий

— Личные встречи кандидатов с гражданами были и остаются наиболее эффективной технологией трансляции электорального послания и мобилизации избирателей. Это в полной мере относится к предстоящей избирательной кампании, и в этом смысле не так важно, начнется она в июне 2020-го (если день голосования в сентябре сохранится) или позже. Партия должна быть готовой развернуть сеть агитаторов, а для этого костяк этой сети надо непрерывно мобилизовывать и обучать — в основном в дистанционном режиме. В условиях пандемии коронавируса и самоизоляции акцент перенесен на дистанционные формы активности Партии, на волонтерство. Судя по рейтингу «Единой России», это дало неплохие результаты. Но ситуация эта временная, надо быть готовыми к развертыванию реальной агитационной сети в выборных регионах практически в любой момент.

Орлов Дмитрий Иванович, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, член Высшего совета «Единой России»

— Я думаю, что после кризиса изменится запрос населения к политикам. И выигрывать будет не человек, а контент, который он производит. Самые неприятные и малосимпатичные люди, если «попадут в волну», будут легко выигрывать у самых говорливых, обаятельных и милых. Не будут иметь значения ни биография, ни опыт, вообще ничего, кроме кризисной повестки. В этом отношении неважно, где и как доставлять контент к избирателям. Контент — спасибо интернету — продает себя сам во время кризиса. Будут принципиальны два содержательных подхода к агитации: грубо говоря, «купить» и «показать врага». «Купить» — это не столько буквальная покупка, сколько обещания, включая совершенно невыполнимые и откровенно популистские. А «показать врага» — это агрессия в адрес тех, кто «виноват» в кризисе, благодаря кому люди сначала испытали страх, а потом резко обеднели.

Кузнецов Глеб Сергеевич, член совета директоров Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ)

— Встречи с избирателями никогда не были самой эффективной технологией и никогда не будут. Тот, кто так думал, — заблуждался. Поэтому ничего не изменилось. Точнее, все еще раз должны будут понять, что без медиа, без АПМ и тем более без интернета на выборах вообще делать нечего.

Матвейчев Олег Анатольевич, философ, политолог, профессор НИУ «Высшая школа экономики»

— Конечно, в условиях пандемии, когда все сидят дома, главным средством общения между людьми стал интернет: все виды интернет-коммуникаций от соцсетей до мессенджеров, новостные сайты, YouTube и все, что связано с интернетом. Поэтому сейчас другого способа работы, кроме как через интернет и средства массовой информации, у депутатов просто нет. А это хороший момент, на самом деле, усилить свои позиции по работе в соцсетях, по работе в социальных медиа вообще.

Гусев Дмитрий Геннадьевич, президент консалтингового агентства Bakster Group

— Теперь наоборот, и кто не начнет внимательно разбираться с дистанционными формами электронных коммуникаций, тот окажется в проигрыше.

Серавин Александр Игоревич, директор исследовательских программ экспертной группы PiteR, президент Ассоциации электронной электоральной политики

Вопрос 2 Политические партии страны в ситуации с пандемией: кто из парламентских партий и несистемной оппозиции сможет стать главным электоральным выгодоприобретателем? Почему?

Куртов Алексей Анатольевич, президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), академик Национальной академии социальных технологий:

— Особенность политики в том, что эта деятельность существует всегда, в любых условиях до тех пор, пока есть социальное взаимодействие между людьми. Поэтому, какие бы кризисы или эпидемии ни бушевали, работа политических партий должна продолжаться.

Практически ни у какой другой партии, кроме «Единой России», сейчас нет реальных возможностей влиять на текущие события. Особенно вне поля парламентской работы. Поэтому на членах Партии и партийных организациях сейчас сосредоточены не только надежды избирателей, но и ответственность. Чтобы выйти из ситуации с пандемией «со щитом», нужно быть рядом с избирателями, реагировать на их запросы, организовывать систему реальных партийных действий от волонтерских

проектов и помощи конкретным людям до организации финансовой и организационной помощи наиболее нуждающимся в этом общественным структурам. Вполне возможно, что как раз сейчас настало время активного партийного контроля работы чиновников, являющихся членами «Единой России».

Что касается других партий, то у них есть возможность критики, предложений и законотворческой деятельности. Поэтому и в этом поле нужно быть на шаг впереди, организуя свою работу максимально эффективным и результативным способом.

Орлов Дмитрий Иванович, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, член Высшего совета «Единой России»:

— Для меня очевидно, что главным выгодоприобретателем от борьбы с коронавирусом на политическом поле будет «Единая Россия». Партия быстро адаптировалась к изменившимся условиям, сделав ставку на дистанционные формы работы и поддержку волонтерства. Ни одна из оппозиционных партий не предложила ничего подобного. Результаты очевидны: рейтинг «Единой России» в марте — начале апреля вырос. Не исключено, что эта тенденция продолжится.

Кузнецов Глеб Сергеевич, член совета директоров Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ):

— Любой кризис — это время оппозиции. А парламентская или непарламентская оппозиция сможет набрать вистов — покажет время. Теоретически и КПРФ, и ЛДПР могли бы завоевать симпатии обедневших избирателей и на поле «покупки», и на поле «шельмования виноватых», но тут многое зависеть будет от того, в какой физической форме находятся их престарелые лидеры. Зюганов пока, очевидно, пободрее. Но тоже не выглядит «великим левым трибуном». В любом случае кризис откроет возможности и для традиционных левых политиков (повестка распределения национального богатства и социальной справедливости), и левонационалистических политиков (к распределительной повестке они добавят ненависть к мигрантам и будут акцентировать внимание на «враге», который мешает нам «жить нормально»), и просто для оппортунистов-популистов, которые будут говорить и предлагать то, что популярно в моменте.

Матвейчев Олег Анатольевич, философ, политолог, профессор НИУ «Высшая школа экономики»:

— Выгоду получит та партия, которая быстрее всех сориентируется и быстрее всех начнет работать в сети и реализовывать проекты для людей — волонтерские, прежде всего, а также проекты по самообразованию, по благотворительности.

У «Единой России» есть все шансы стать самой быстрой партией, все ресурсы, чтобы сейчас в сети развернуть огромную активность, в том числе чисто агитационного плана. Власть побеждает вирус, «Единая Россия» — часть власти, значит, она тоже в числе победителей. Врачей, которые прославились сейчас на всю страну как герои,

надо срочно принять в «Единую Россию».

Гусев Дмитрий Геннадьевич, президент консалтингового агентства Bakster Group:

— Станут те партии, которые сумеют так проявить себя в этих условиях пандемии, что будут отличаться от других. Первое, что делают все партии, — это, конечно, в Госдуме голосуют за поддержку людей или поддержку бизнеса в условиях пандемии. Но надо придумать еще что-то. И какая из партий сможет лучше показать себя, к той будет лучше отношение. Хотя в таких условиях все партии становятся равны. Потому что тот, кто будет пытаться тянуть одеяло на себя, политическую от этого получить выгоду, — он, наоборот, проиграет, как мне кажется.

Серавин Александр Игоревич, директор исследовательских программ экспертной группы PiteR, президент Ассоциации электронной электоральной политики:

— «Единая Россия» сейчас тактически переиграет минимум на несколько месяцев всех конкурентов, поэтому надо действовать и наращивать усилия.

Вопрос 3 Ключевые риски для Партии «Единая Россия» в подготовке к избирательной кампании ЕДГ–2020?

Куртов Алексей Анатольевич, президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), академик Национальной академии социальных технологий:

— Риски очевидны: ответственность за все, что происходит, за все промахи, которые случились, и даже за те, которых не было. Да, ответственность — тяжелая ноша, но если это осознавать, то можно заранее планировать информационную работу в преддверии и во время избирательной кампании. Искать нужные темы и месседжи. Находить верные, открытые слова и аргументы.

Немалую роль будет играть то, что делали партийные структуры во время пандемии. Это на самом деле — опора всей подготовки к ЕДГ. Поэтому — самое внимательное отношение к своим действиям, особенно сейчас, когда чувствительность к этому чрезвычайно велика. Иначе возникнет риск отделения Партии от избирателей.

Также очень важно будет продемонстрировать понимание, как восстанавливать жизнь и экономику в ближайшем и перспективном будущем. Важно будет показать набор очевидных и реализуемых шагов — этапов достижения этой цели. Без этого есть риск потери доверия к Партии как к основной движущей общественной силе. То есть нужны будут разумные, аргументированные, хорошо рассчитанные планы действий, планы работы с избирателями, планы информационных кампаний.

Орлов Дмитрий Иванович, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, член Высшего совета «Единой России»:

— Ключевые риски «Единой России» в кампании–2020: 1) быстрота и интенсивность развертывания агитационной сети в процессе перехода от дистанционной активности к реальной избирательной кампании, — даже минимальное промедление может резко ослабить мобилизацию лояльных Партии избирателей; 2) точность электорального послания, попадание в повестку, обусловленную проблемами населения в выборных регионах, — повестка сильно изменилась за время пандемии, можно попросту ошибиться с основными темами или «размазать» их.

Кузнецов Глеб Сергеевич, член совета директоров Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ):

— В принципе, оба ответа на первые вопросы — это описание поля рисков для власти в целом и ЕР в частности. Ответы на эти риски прежде всего в перехвате повестки. Сможет ли «Единая Россия» выдвинуть эффективные, умеренные, но ориентированные именно на беднеющих и разозленных граждан предложения, покажет время.

Матвейчев Олег Анатольевич, философ, политолог, профессор НИУ «Высшая школа экономики»:

— Ключевой риск — что сейчас в интернет пришло на треть больше людей и этих в целом лояльных люди перевернет оппозиция своими фейками и демагогией. Поэтому единороссы, сидящие на самоизоляции, должны активнее вести информационную войну в интернете. Сейчас на интернет должны быть брошены все усилия. Такое положение вещей продлится еще месяца два, и надо не проиграть электорат.

Гусев Дмитрий Геннадьевич, президент консалтингового агентства Bakster Group:

— Во-первых, экономическая ситуация в мире из-за пандемии становится хуже. И конечно, то же в России. Плюс сама пандемия с сидением дома создает людям неудобства. В связи с этими факторами могут нарастать протестные настроения, и справиться с этим и будет главной задачей и вызовом для Партии в ближайшие несколько месяцев.

Серавин Александр Игоревич, директор исследовательских программ экспертной группы PiteR, президент Ассоциации электронной электоральной политики:

— Чем дальше от лета будем относить выборы, тем хуже для рейтинга ЕР. После Нового года ситуация и вовсе труднопрогнозируемая. Но учитывая, что Партия консервативная, а сейчас идет разворот на консерваторов от либералов, вероятно, сильно поддержка «Единой России» не упадет. Но из-за элементов прямой демократии вымирание партий все равно будет.