В современном Китае институт отзыва избранного лица сохранился на всех уровнях представительных учреждений, причем в ходе развернувшейся в стране борьбы с коррупцией и бюрократизмом признан действенным инструментом.
В рекомендациях ОБСЕ для всех стран-членов содержится описание механизма отзыва народных представителей.
Очевидно, что законы и нормативные акты не способны всесторонне разрешать вопросы повышения авторитета и эффективности работы Госдумы, поэтому одной из первостепенных задач, стоящих перед ее депутатами на протяжении последнего десятилетия, стало принятие кодекса депутатской этики. Однако разработанный в 2013 году бывшим главой Комиссии по этике Государственной Думы РФ В.А.Пехтиным проект этого кодекса вызвал неоднозначное толкование, дискуссии, бурные споры как среди депутатов Государственной Думы, так и среди юристов. Более того, принятие этого проекта в дальнейшем осложнилось обвинением в адрес самого Пехтина в сокрытии доходов и элитной недвижимости в России и за рубежом, что оказалось решительно несовместимым со статусом парламентария, тем более — призванного контролировать соблюдение «коллегами по цеху» этических правил.
Хочется отметить, что объективная ситуация в стране и в мире сильно изменилась со времени первой Государственной Думы, депутатами которой были сформулированы и приняты этические нормы. Развитие сети интернет, социальных сетей, наличие практически у каждого человека смартфонов с возможностью ведения звуко- и видеозаписи, виртуальное общение со своими избирателями, оперативность доступа к информации о нарушениях этических норм обязывают парламентариев также быть осмотрительными, ответственными, корректными в выборе посещаемых сайтов и виртуальных контактов. Следует обдуманно размещать в сети не только свои высказывания, но и фотографии, видеозаписи и, конечно, помнить, что живое слово в народном восприятии намного сильнее виртуального. В то же время парламентариям и парламентским институтам необходимо предоставить достаточные гарантии против очернения, клеветы, шантажа в сети интернет со стороны оппозиционных сил, в последнее время овладевших информационными технологиями в совершенстве.
Как сегодня сами народные избранники видят этические нормы своего парламентского поведения?
Это отражено в Приложении 2 Положения о Комиссии по этике Государственной Думы РФ.
Комиссия по этике рассматривает следующие нарушения: «употреблены грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допущены необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использована заведомо ложная информация, призыв к незаконным действиям и иные случаи нарушения депутатами Государственной Думы общепринятых этических норм поведения во взаимоотношениях с депутатами Государственной Думы и другими лицами при осуществлении депутатами Государственной Думы своих полномочий». По результатам рассмотрения случая нарушения депутатом Государственной Думы правил депутатской этики Комиссия вправе рекомендовать Государственной Думе: