Цифровизация захватила мир. Она везде: от личной жизни, в которой бывает сложно разобраться без календаря и напоминалок гаджетов, — до жизни общественной, вплоть до голосования на цифровых платформах и участия в онлайн-мероприятиях. Внезапный «подарок» человечеству в виде COVID-19 заставил широко шагнуть в социальные сети даже тех, кто до этого шел к цифре довольно неторопливо – чиновников и политиков. И конечно, в этом цифровом шторме неизбежны факапы, взлеты и завихрения.
Ты помнишь, как все начиналось
Шуточки про «блох в свитере» уже могут служить маркером вашего возраста, но тем не менее факт остается фактом – именно Дмитрия Медведева можно смело считать первым среди смело шагнувших в соцсети тогда еще госчиновников, затем политиков. Мало того, что он смело шагнул в цифровое пространство в статусе тогда еще президента РФ, он, надо отметить, так же смело допускал ляпы и проколы, но все же не сдавался и продолжал радовать фолловеров новыми постами.
Сегодня общение в соцсетях и цифровая открытость практически вписаны в обязанности чиновников, политические партии настоятельно рекомендуют иметь аккаунты своим представителям, депутатам, а кандидатам на выдвижение ставят охваты в соцсетях в KPI. Пандемия тоже подкорректировала реальность: в большинстве регионов России предварительное партийное голосование единороссов пройдет онлайн, да и возможность онлайн-голосования на самих выборах обсуждается все активнее.
Люди на самом деле живут в сети. Утро большинства начинается не с кофе, а с гаджета в руках, и уже с ним, листая ленту новостей, человек совершает все утренние ритуалы. Не удивлюсь, если еще одним регламентом для автолюбителей станет «не просматривать соцсети за рулем».
В чужой монастырь со своим уставом
И все бы хорошо, если бы… порой это не было так скучно или так провально. Я про тех, кто делает посты в соцсетях как будто по обязанности, но при этом практически «со своим уставом в чужой монастырь».
Интернет моментально проявляет неумение выстраивать коммуникации, быть созвучным и понятным аудитории, он моментально разносит то, что «считал», и так, как «считал».
Среди громких и запомнившихся факапов последних лет – фото в неоднозначных образах и ситуациях, отпускная «запрещеночка» во времена ковида, «злой пиар добрых дел», которым частенько страдают депутаты всех уровней, и даже режим молчания у заявивших об открытости. И бесполезно порой объяснять, что «чистить интернет», как любят выражаться эти уникальные люди, бесперспективно — кэш всемогущий сохраняет все. Все. Точка.
А значит, быть понятным и интересным, содержательным и уникальным в интернете – жизненная необходимость. Выстраивать язык коммуникаций в соответствии с традициями площадки – железное правило. Вовлекать в диалог за счет подачи и содержания контента – важная задача. А также помнить: все, что происходит в сети, – п у б л и ч н о. Без вариантов. Сказать: «ачетакова, я всего лишь в аккаунте разместил фото с шашлыков», если за полчаса до этого размещен «правильный» пост с постным же лицом о Посте (люблю я наш русский язык за такие приколы), – не получится.