Региональная идентичность, имидж региона и региональный патриотизм как три кита политики в субъекте

Региональная идентичность, имидж региона и региональный патриотизм как три кита политики в субъекте

Наша матерь — Сибирь, А Урал нам отец. Здесь зубами скрипят, Когда медом льет льстец. «Сибирский марш» – песня группы «Калинов Мост». Автор текста песни Дмитрий Ревякин.

Слова известной песни «Сибирский марш» группы «Калинов Мост», вынесенные в эпиграф настоящей статьи, – яркий пример проявления региональной идентичности, которая по своей сути является процессом присваивания человеком определенной региональной уникальности через слова, смыслы, обряды и ритуалы. Отождествление себя с людьми, проживающими в границах того или иного региона, дает человеку осознание причастности к той или иной группе в границах, к примеру, одного региона или большей по территории и менее формальной идентичности, такой как «Сибирь» и «сибиряк». У человека возникает связь с местом, в котором он проживает.  Граждане относят себя и других к определенным региональным общностям. Раз это устойчивая общность людей, то у нее возникают в том числе и свои специфические запросы к политической системе. У жителей определенной местности формируется региональное самосознание, которое нельзя игнорировать, а напротив, необходимо считаться с ним. Первостепенным для региональной идентичности являются культурные, ментальные, поведенческие и мировоззренческие особенности, которые отделяют «нас» от «них», а географические и административные границы уходят на второй план. Необходимо понимать, что региональная идентичность ощущается на эмоциональном уровне и является результатом жизненного опыта поколений людей, фольклора, архетипов, а не искусственным конструктом теоретиков.

Владимир Путин в своей речи в 2012 г. в Кемеровской области – Кузбассе, обратившись к собравшимся, сказал: «Знаю, что здесь трудятся серьезные, ответственные люди которые знают жизнь изнутри, а не только ее глянцевую сторону. Вы знаете и можете легко отличить настоящую тайгу от лесопарковой зоны, настоящую реку от бассейна или аквариума. Здесь живут люди, которые могут прямо в глаза сказать, что угодно и кому угодно. Но именно на таких людей и можно по-настоящему положиться. Страна наша всегда, особенно в трудные времена, опиралась на крепкое плечо горняка и металлурга».

Часто региональной идентичности не находится места в предвыборной кампании – она исключена из медийного пространства. Роль региональной идентичности в рамках предвыборных кампаний обычно недооценена.

Необходимо отделять региональную идентичность от имиджа региона. Имидж региона может формироваться и корректироваться целенаправленно, с использованием определенных инструментов. Цифровая эпоха значительно расширила арсенал способов формирования имиджа регионов и отдельно взятых городов. В условиях конкуренции имидж региона является обязательным элементом социально-экономической стратегии. Борьба регионов за инвестиции, трудовые ресурсы, туристов более не мыслится без формирования имиджа. Рассмотрим несколько удачных примеров формирования имиджа.

Санкт-Петербург поддерживает имидж культурной столицы. В декабре 2008 года правительство города провело рекламную кампанию в трех городах Европы. Более 300 рекламных щитов, размещенных в аэропортах и на улицах Лондона, Амстердама и Парижа, на протяжении месяца транслировали жителям Европы самые яркие достопримечательности Санкт-Петербурга. Но основная идея рекламной кампании заключалась в следующем: на каждом рекламном сообщении так же был изображен медведь и слоган «No bears, just beauties» («Никаких медведей, только красота»).

Концепция социально-экономического развития города до 2025 года включает в себя раздел, который так и озаглавлен – Имидж Санкт-Петербурга в 2025 году:

· Чистый и безопасный город.

· Город науки, культуры и образования.

· Крупный центр инноваций и высокотехнологичных производств.

·Открытый город.

Главной целью развития Санкт-Петербурга является стабильное улучшение качества жизни населения Санкт-Петербурга с ориентацией на обеспечение европейского качества жизни на основе формирования северной столицы как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, укрепления его роли главного российского контактного центра региона Балтийского моря и северо-запада России.

Принципы выбора желаемого будущего Санкт-Петербурга:

Стратегическое планирование строится по принципу «от будущего – к настоящему». Поэтому основной задачей стратегического планирования является правильный выбор главной цели развития города. Она должна соответствовать статье 7 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что политика Российской Федерации как социального государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Говоря об имидже российских городов, невозможно не упомянуть опыт города Казань, который закрепил за собой наименование третьей столицы России. Официально третьей столицей России Казань стала в начале апреля 2009 года. Город получил от Роспатента свидетельство на регистрацию следующих товарных знаков: «Третья столица», «Третья столица России», «Третий город», «Третий город России», а также «Russia’s third capital».

Тула – пример города с многогранным имиджем, включающим в себя устойчивые и известные во всем постсоветском пространстве отличительные черты, — это оружие, Тульский кремль, самовары, пряники. Но это не просто успешно разрекламированные отличительные черты города – все они берут свое начало в истории и жизни города, богатой славными делами и героическими подвигами. Тула не просто город оружейников, а город-Герой, который отбил все атаки противника во время Великой Отечественной войны и остался непокоренным.

Крым – всесоюзная здравница. Декреты «О лечебных местностях общегосударственного значения» (20 марта 1919 г.) и «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» (21 декабря 1920 г.) явились определяющими в развитии курорта. Крым в советский период превратился и сейчас остается круглогодично действующей здравницей для миллионов человек.

Севастополь – главная база Черноморского флота, символ мужества и героизма моряков. Оборона Севастополя во время Крымской и Великой Отечественной войн явилась примером отваги и доблести. Севастополь один из первых был наречён городом-Героем и сейчас продолжает славные традиции.

Случается, что значимые географические объекты выходят на передний план в формировании имиджа региона. Такие объекты могут быть известны как в силу своих уникальных характеристик, так и быть «местом силы», куда устремляются миллионы туристов.Примером может послужить озеро Байкал, расположенное на территории аж двух субъектов РФ, – это Республика Бурятия и Иркутская область. Необходимо понимать, что Байкал дает своим регионам не только выгодное преимущество, но и наделяет их пожизненной проблемной экологической повесткой, с которой необходимо работать буквально ежедневно.

Удачным примером развития образа «города невест» и одновременно центра текстильной промышленности является Иваново. В городе проходят «Парады невест», акция «Сбежавшие невесты», получающие широкое освещение в СМИ. Даже герб города в 1996 году был изменен. В отличие от предыдущего герба с факелом и челноком на нём изображена молодая женщина с прялкой, колесо которой она вращает.

Во многом уникальный для России образ средневекового европейского города создан в Выборге. Сохранившийся исторический центр города и Выборгский замок конечно же составляют основу для формирования такого имиджа города, но далее мы можем увидеть, как успешно работает механизм развития этого образа и его транслирование в том числе за пределы РФ. Имеется в виду проведение в Выборге регулярных военно-исторических фестивалей: «Средневековые дни в Выборге», в программу которых входят пешие и конные рыцарские турниры (в которых участвуют реконструкторы со всего мира), историческая ярмарка, интерактивные площадки со средневековыми мастер-классами, фолк-концерт и средневековый театр. Также в городе проходят гастрономические фестивали, где центральное место занимает известный выборгский крендель, рецепт которого датируется XIV веком.

Несмотря на всемирный процесс глобализации, понятие «малой родины» и любовь к ней не исчезают. Работу механизма поиска «земляков» легко можно увидеть, когда люди из разных регионов оказываются в одном месте, в ограниченном пространстве (воинская часть, студенческое общежитие, конференция, семинар, форум, конкурс). Люди инстинктивно начинают искать «своих», образуя небольшие неформальные сообщества (а бывает, что и формальные, – землячества).   Любой патриотизм, региональный в том числе, не может существовать без своих символов и особенностей. Зачастую этими знаками становятся не официальные символы региона (флаг, герб), а неформальные отличительные особенности того или иного региона: в Кузбассе – уголь, в Калининградской области – янтарь и пр.

Региональный патриотизм является необходимым условием для самоидентификации человека и в политическом пространстве. Он становится движителем легитимации процесса передачи полномочий своим представителям и участия в общественной жизни.

Без анализа современных тенденций и использования политических технологий, позволяющих создать соответствующий имидж региона, невозможно заниматься политикой.

Самого по себе географического объекта, достопримечательностей, выгодного местоположения, ярких символов, богатой истории недостаточно для конструирования и трансляции регионального или городского имиджа.

Необходимо постоянно работать над его созданием, воспроизведением и тиражированием. Механизмов для его конструирования множество, вопрос лишь в поиске ресурсов и политической воле для их применения.

В условиях быстроразвивающегося мира, конкуренция регионов за инвестиции, трудовые ресурсы, туристов будет только нарастать. Победителем в этой борьбе выйдет тот, кто первый создаст устойчивый, конкурентоспособный и привлекательный бренд своего региона. Предполагается, что имидж точно не должен игнорироваться, а скорее «вырастать» из региональной идентичности и опираться на региональный патриотизм.