Система разделения властей, буржуазный парламентаризм, традиции западной демократии были чужды абсолютному большинству населения. Именно поэтому народные массы России пошли за Советами. В этих органах власти люди увидели общинное, вечевое начало, где решения принимались на основе здравого смысла, без парламентской казуистики. Произошло соединение нравственного, общинного идеала народа с идеей государственности. Несомненно, что Советы стали важным фактором успеха большевиков в Гражданской войне, но к ее исходу подверглись негативной трансформации, реальная власть перешла к чрезвычайным органам и партийным структурам РКП(б).
Во время войны выборы в Советы не проводились. После ее окончания в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, через год — в Верховные Советы союзных и автономных республик. Сессии Верховных Советов в эти годы созывались нерегулярно, необоснованно сужался круг вопросов, которые рассматривались высшими органами власти, слабой была работа постоянных комиссий. Подбор кандидатов в депутаты проводился исключительно строго, они проходили проверку на наличие компрометирующих фактов в органах госбезопасности. Традиционно кандидатом № 1 назывался И.В. Сталин, затем другие высшие партийно-государственные руководители. На местах партийные комитеты на основе разнарядок сверху подбирали кандидатов в депутаты. Выборы проводились на безальтернативной основе.
Работа избирателей со своими депутатами строилась на основе наказов, которые в первую очередь выражали местные нужды и запросы. Избиратели нередко вносили предложения с указанием способов их реализации, прежде всего это касалось проблем развития жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, народного образования, развития сети транспортных коммуникаций.
В качестве основного наказания для народного избранника был отзыв депутата. Право отзыва депутата, как одно из основных положений социалистического демократизма, установленное в результате Великой Октябрьской социалистической революции и создания Советского государства, являлось выражением полновластия советского народа и гарантировало действительную ответственность депутата перед избирателями.
В.И.Ленин писал: «...выборное учреждение или собрание представителей может считаться истинно демократическим и действительно представляющим волю народа только при условии признания и применения права отзыва избирателями своих выборных. Это основное, принципиальное положение истинного демократизма...».
По Сталинской Конституции 1936 года каждый депутат в Совет депутатов трудящихся, начиная от сельского совета вплоть до Верховного Совета СССР, обязан отчитываться перед своими избирателями о своей работе в Совете и о работе самого Совета депутатов трудящихся. Депутат Верховного Совета по решению большинства избирателей соответствующего избирательного округа может быть в любое время отозван, если он «не оправдал доверия избирателей или совершил действия, не достойные высокого звания депутата».
В марте 1937 года Сталин в беседе с американским корреспондентом Р. Говардом, разъясняя суть новой Конституции, сказал: «Выборы в СССР теперь будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти. Миллионы избирателей будут смотреть: построил ли ты хорошую школу? Помог ли сделать труд более эффективным? Улучшил ли ты жизнь населения? Негодных отбросят. Выберут лучших».
Использование права отзыва в 1917–1918 гг. было незначительным, выборы в Советы проводились каждые три месяца, что позволяло без труда лишать мандата на очередных выборах депутата, не оправдавшего доверия избирателей.
Со второй половины 20-х годов в связи с политикой «оживления Советов» практика досрочного отзыва, по мнению советских законодателей, должна была искоренить «остатки старой дореволюционной бюрократической системы управления», подразумевающей бюрократизм, административный произвол, взяточничество, хищения и т.д. Кроме того, институт отзыва наряду с другими формами должен был разрешить проблемы отсутствия должной связи выборных лиц с избирателями и сократить отрыв руководящих органов от населения.
В новых положениях о местных Советах (1925–1926) порядок отзыва детализируется: решение об отзыве своего депутата или всего состава Совета могло принимать собрание избирателей при кворуме не менее 35%; обязательным было присутствие лица, об отзыве которого ставился вопрос. Решение собрания было окончательным и обжалованию не подлежало. В целях упорядочения фактического осуществления права отзыва в специальном постановлении ВЦИК 1928 года был отражен в некоторой степени механизм проведения данной процедуры. Так, вопросы об отзыве депутатов могли быть вынесены как на очередные собрания избирателей, в том числе при обсуждении отчетных докладов депутатов, так и на собрания, специально созываемые местным Советом для обсуждения вопроса об отзыве депутатов по инициативе как самого Совета, так и местных профессиональных организаций, крестьянских обществ взаимопомощи, делегатских собраний женщин других общественных организаций или не менее 10 избирателей, объединяемых данным избирательным участком. Были прописаны также случаи, при которых депутат подлежал отзыву, куда включались систематическое невыполнение возложенных обязанностей, непринятие мер к выполнению наказов избирателей и недопустимое для депутата поведение. Решение об отзыве принималось на собрании избирателей простым большинством голосов. Здесь же оговаривался вопрос об отмене постановления об отзыве. Примечательно, что причины отзыва депутата по политическим и классовым мотивам не было, однако из-за опасений усиления влияния мелкобуржуазных политических партий имелись общие рекомендации советского руководства по «более правильной оценке классовых элементов и классовых тенденций» для улучшения составов Советов. Однако избиратели (при отзыве депутата) исходили, прежде всего, из его личных качеств и поступков.
Так, из отчета одного из губисполкомов за 1928 год следовало, что из 44 отозванных председателей сельсоветов только семь утратили доверие за «искривление классовой линии в работе»; в числе оснований отзыва на первом месте были халатное отношение к работе, пьянство и дебоширство.
В годы начавшейся коллективизации советское руководство сильнее настаивало на применении классового подхода при инициировании отзыва избранных лиц. Так, в Постановлении ХIV Всероссийского съезда Советов праву избирателей досрочного отзыва депутатов за утрату доверия придавалось особенное значение. Все классово враждебные элементы, как отмечалось в акте, «помогающие кулачеству и противодействующие проведению в жизнь мероприятий советской власти», должны быть своевременно отозваны самими избирателями из состава Советов.
В изданных после 1928 года Положениях о местных Советах вместе с подробной росписью прав и обязанностей депутатов несколько изменились нормы порядка отзыва: был увеличен процент кворума избирателей (не менее 40%), депутат мог быть отозван в любое время. Причиной отзыва могло стать «искажение депутатом в своей работе классовой пролетарской политики».