Евгения Стулова: Женщинам в политике нужны новые образы

Евгения Стулова: Женщинам в политике нужны новые образы

Четыре потока. Интересно было?

— Интересно, местами неожиданно. Потоки разные. Есть вещи, которые можно выделить во всех потоках сразу. Есть вещи, которые потоки отличали.

Что зацепило?

— За последние шесть лет мы пропустили сквозь себя достаточно много людей, которые шли на разные уровни выборов, занимались выборами, выигрывали выборы, становились депутатами, губернаторами. Что приятно зацепило в 2021 году — очень заряженные люди.  Я приходила после работы с потоком и говорила: «Удивительно», и это происходило четыре раза. Целый поток заряженных людей. Хорошо помню, как после пенсионной реформы было сложно работать с единороссами, потому что такой заряженности у людей, имеющих отношение к партии власти, не было. Это факт.  Сегодня мне приятно констатировать, что передо мной в зале сидели люди на удивление целостные, понимающие свое место в жизни, у которых точно есть цель, идея, у некоторых – просто мечта. Вот это удивило и зацепило.

Очень интересно было видеть много женщин, как правило, к нам приходит их меньше.  Приятно было видеть людей с ограниченными возможностями здоровья, они присутствовали на трех потоках из четырех. И особо приятно было видеть, что именно эти люди очень витальны и активны. Повторюсь, но самое емкое слово, которое определяет все четыре потока сразу, —заряженные люди.

Второй момент — ощущение людей, которые работают «на земле». Это не фантазеры, не те, кто нарисовал себе некую идеальную картину мира, и разочаровываются, когда понимают, что ее невозможно наложить на реальность. Это люди, которые считывают реальную ситуацию, видят ее без розовых очков, вполне нормальными глазами, ровно с того же ракурса, что и их избиратели. Им понятно, куда они двигаются и с чем имеют дело.

И третий момент, может быть, забавный, но факт — это сплошь очень храбрые люди.  Потому что, во-первых, конечно, это те, кто на виду, а любой выход в паблик уже требует внутренней храбрости. А эти ребята не просто в паблике, они на передовой. Им сложно: они «громоотводы», им приходится брать на себя весь негатив по отношению к власти, всю накопившуюся за время пандемии усталость. Они несут ответственность за ситуацию, которая в принципе от них зачастую не зависит, – это требует внутренних сил. У них вообще высокий уровень ответственности, системности, преемственности, чувствуется, что они живут в формате большой семьи. Мне бы хотелось, чтобы все эти четыре потока, а их же было 200 человек, сами себя ощущали как некую большую общность. Часто говорю клиентам о том, что пул поддержки нужно создавать заранее, загодя — до того, как случится какая-то неприятность, имиджевый или вообще любой кризис.  Так вот этот пул поддержки естественным образом и создают 200 человек со всех концов страны, которые одинаково понимают какие-то вещи, которых обучают одинаковым вещам, конечно, очень хорошо было бы, если бы они поддерживали друг друга и дальше.  Сейчас вижу в фейсбуке: они друг друга лайкают, комментируют, «перекрестно опыляют», это, конечно, здорово — такая перекличка регионов.

Группы так и остались по 50 человек. Меньше недели назад кто-то предложил объединить участников в одну группу. Любопытно Ваше наблюдение по количеству женщин, которое появилось. Алексей Чеснаков сказал на одной из лекций: «Коллеги, вы можете ругаться, но лет через десять-двадцать женщины будут править миром». Как Вы считаете, насколько он прав? Что происходит сегодня в России с женщинами в политике?

— Очевидно, что сейчас женщин в политике стало больше. Мы это замечаем по своим клиентам, да и на ВПШ было видно, что женских лиц в зале стало больше. Проблема в другом. Мы годами занимаемся работой с образом, и вот, что очевидно: у мужчин-политиков палитра образов куда богаче. Если пользоваться методологией Марк и Пирсон и исходить в построении образа из 14 архетипов, то на нашу почву отлично ложатся семь из них, и эти семь становятся основой образа.

Однако это работает только с мужчинами! Женщины из 14 архетипов используют два-три.

Самый популярный женский архетип —Заботливая. Публичный политик-женщина часто отыгрывает образ участливой женщины, жилетки, в которую рыдают избиратели, которая сердобольно подходит ко всем бабушкам, вникает в проблемы людей на местах и так далее. Однако этот образ подходит не всем возрастам и не всем фенотипам, он вообще довольно одномерный.

Есть редкий, крайне сложный образ женщины-правителя. Его отлично презентует госпожа Валентина Матвиенко. Есть редкий пример образа женщины-борца — Ирина Яровая.

Меня часто спрашивают, как женщине правильно вести себя в политике, как эффективно выбрать образ, чтобы избиратель его принимал.

Нужно искать новые образы. Этот дефицит чувствуем не только мы — госпожа Пирсон уже написала новую книгу, которая пока не переведена на русский язык, там автор попыталась поискать женский образ. Это общемировой тренд: действительно, женщина выходит на передний план в политике, а образов нет. Соответственно, считаю сейчас нашей задачей и своей в том числе  — найти ту линейку женских образов, которая будет эффективна в нашей российской действительности. Тогда будет гораздо проще работать с женщинами в политике. Будет проще, грубо говоря, их «продавать», выстраивать работу с избирателями, взаимодействие со СМИ и активность в новых медиа, использовать подходящие образу методы отражения репутационных атак. Четкий внятный образ — это по большому счету личная стратегия, что-то вроде дорожной карты.

Вот пример бывший мэр Якутии Сардана Авксентьева. У нее же был образ уже создан. Я про нее хотел поговорить.

— Она получила 39% на выборах мэра, победив кандидата от «партии власти» с отрывом в восемь процентов.  Выиграла и стала работать в жестких условиях. Сумела ли она создать запоминающийся образ? Это очень просто отследить: пару месяцев, как она уже не мэр, а по-прежнему даже на фокус-группах в других регионах люди про нее говорят, приводят как пример образцового главы города.

Любопытно, как она меняла структуру власти, и то, как она от нее сейчас отказалась, показывает, что она за нее не держится.

— Да, это необычная история. Вообще, она не похожа на стандартного политика. Образ, думаю, она формировала «с колес», подчиняясь логике ситуации, в которой она оказалась. Это образ «заботливого, простодушного» человека, который случайно оказался во власти и искренне захотел что-то исправить, улучшить.

Вы встречались с ней? Расскажите!

Она создает впечатление человека, который верит в то, что делает, который не вцепился зубами во власть, хотя она вполне амбициозный человек. В каких-то моментах она идеалист, что для политика, конечно, необычно, но это факт. При этом она не «оторвана от земли». Имея 214 тысяч подписчиков в Инстаграмм, она ведет его сама и сама отвечает там на комментарии.

Можно ли говорить, что это один из образов, который «зайдет» русской душе, русскому избирателю? Можем мы сказать нашим выпускникам: «Берите пример с Сарданы!»?

— Да, конечно. Это тот редкий случай, когда человек смог найти баланс между человечным и политическим.  То есть она и себя сохранила как личность, и действует абсолютно как публичный политик. Обратите внимание, как она разговаривает. Если взять любое ее выступление, у нее очень простая, прямая речь.  Она не обросла предметами роскоши, не закрылась от СМИ. Будучи мэром,  она действительно ходила ногами по улицам, общалась с людьми. Как пример удачного женского образа Сардана Авксентьева, безусловно, заслуживает внимания и изучения.

Можем ли мы сказать, что у нас есть максимально удачные образы не в политике? Может быть, есть образы в фильмах или в министерствах? Например, Фурцева как один из образцов советского периода.

— Про исполнительную власть судить сложнее, эти женщины менее публичные и ограничены рамками своего статуса.  Из тех, кто нас еще удивит, хочу обратить внимание на главу Росприроднадзора Светлану Радионову. Сформированный образ? Безусловно. Блондинка с грассирующим «р», открытая и женственная,  но в то же время профессиональная и жесткая. Достаточно вспомнить предписание компании «Норникель» выплатить 146 миллиардов рублей за ущерб, нанесенный ее деятельностью природе.

Наверное, стоит упомянуть Наталью Поклонскую — у нее в какой-то момент формировался самый необычный образ, таких больше не было. Она вышла за контуры страны, за контуры нашей культуры — кого еще у нас рисовали в виде аниме? Тут, кстати, образ Поклонской 2014 года пересекался с упомянутой выше главой Росприроднадзора —женщина-воин, хрупкая блондинка с железной волей. Однако, когда Наталья перешла в Госдуму, образ размылся, потому что враг исчез, воевать стало не с кем. А новые темы, предлагавшиеся бывшим прокурором, оказались очень нишевыми (как, например, тема почитания памяти Николая Второго).

Это любопытно. Что можно посоветовать именно слушательницам ВПШ? Какой образ?

— Самое простое, что можно (и нужно!) делать, — анализировать образы женщин, которые не первый день в политике, в частности, иностранные примеры образов. Их, кстати, тоже не так много, палитра не так уж широка. Конечно, впереди планеты всей по женским образам США, но, обратите внимание, на постсоветском пространстве мы уже сейчас наблюдаем целый набор женских образов — это и Санду, и Тихановская, и Навальная, Тимошенко. Буквально на днях жена политика Виктора Медведчука Оксана Марченко заявила, что идет в политику с прицелом на президентское кресло. Буду за ней наблюдать, Украина вообще богата пассионарными женскими образами. Интересно, что на постсоветском пространстве чаще продвигаются женщины именно прозападных взглядов.

Вообще образ очень часто определяется треком попадания женщин во власть. В США это путь политика-карьериста с использованием квотирования — Камала Харрис, Элизабет Уоррен (которая заявила, что она индианка), первая женщина-мусульманка в конгрессе Ильхан Омар, молодая латиноамериканка-барменша Александра Оказио-Кортес. Истеблишмент демократической партии специально выращивает и поддерживает таких политиков: давайте вспомним про EMILY’s List, суперпэк, который финансово поддерживает кампании женщин-кандидатов, или мужчин, которые продвигают идею увеличения количества женщин во власти.

Есть и политические династии. Можно вспомнить семью Ле Пен, в которой уже третье поколение политиков представлено яркой Марион Марешаль-Ле Пен. Она заявила о своем уходе из политики, но многие эксперты считают, что это продуманный шаг по отстройке от одиозного образа ее тети Марин Ле Пен — неудачницы президентских выборов. Широко обсуждается политическое будущее Мишель Обама, Челси Клинтон, Иванки Трамп.

Для Востока тоже характерен трек, когда женщины-представительницы политического клана, дочери или жены, идут в политику – Дарига Назарбаева, Лейла Алиева. Иногда это заканчивается трагически, как, например, с дочерью бывшего узбекского президента Гульнарой Каримовой.

Интересный новый тренд — жены политиков, которые по тем или иным причинам не могут принять участие в выборах. Получившая феноменальный результат на выборах президента Белоруссии Светлана Тихановская, которая баллотировалась вместо арестованного мужа, выступила в образе «политического ребенка» — новичка, который может предложить только искренность своих намерений. Нечто подобное сейчас пытаются смоделировать в России с Юлией Навальной.

А как выстраивается образ? На что обращать внимание?

— Базовый образ выстраивается на стыке фактуры политика, запроса населения и подходящего архетипического образа. Он должен быть четко обрисован, а вот стилистику можно и нужно модифицировать в зависимости от целей, которые вы ставите в этот отрезок времени, и аудиторий, на которые работаете. Общаешься со студентами — у тебя один словарь, одна подача, превалирует одна грань образа. Приходишь в Государственную Думу, ситуация меняется, и образ тоже должен корректироваться. Но это уже частности, а глобально нужно ответить самому себе на вопросы «кто я?» и «каков мой образ?» надо заранее, до выхода в паблик — и затем держаться этого образа, выстраивая из него свои публичные коммуникации, действия и реакции.

Главный спец по смене образов — это, без сомнения, Юлия Тимошенко. Яркий пример женщины, у которой при помощи очень хороших специалистов, конечно, образ менялся неоднократно, в зависимости от той аудитории, которую ей нужно было убедить. С учетом работы Юлии Владимировны на русскоязычную аудиторию Востока, у нее был образ, отсылающий к советским женщинам, как у Катерины из «Москва слезам не верит» - деидеологизированная, способная работать и руководить на равных с мужчинами, эффективная и четкая. Когда она переориентировалась на западно-украинскую аудиторию, появился образ, отсылающий к одному из самых символических женских образов Украины – Леси Украинки с косой вокруг головы. На самой высокой точке карьеры, когда Тимошенко стала премьер-министром, у нее была попытка создать образ правителя–повелительницы с жесткой рукой. Потом, оказавшись в тюрьме, она попыталась использовать образ жертвы, эксплуатировать жалость, но этот образ оказался настолько не органичен, что, когда она села на кресло-каталку и выехала на майдан, ее встретили холодно, без энтузиазма. После этого она смогла мобилизоваться и вернуться в политику в образе птицы Феникса – женщины, которая никогда не сдается.

Так что, возвращаясь к словам Алексея Чеснакова, могу подтвердить, тема женщин в политике не просто интересна, она сейчас будет очень актуальной. Поэтому слушателям — слушательницам — ВПШ я говорю: у вас большое будущее. Вы в тренде и ваш тренд сейчас восходящий, ловите момент.

Тут есть один важный нюанс. Есть международный опыт квотирования мест для женщин в партийных списках — в Мексике это 50%, в Казахстане 30%. А вот у нас эта идея не пользуется популярностью. Недавно мы организовывали дискуссию в Clubhouse с женщинами, занимающими высокие посты в федеральной и региональной власти, и ни одна из них не поддержала идею законодательно закрепленных квот для женщин. Более того, социологические исследования показывают, что и у населения эта тема вызывает скорее отторжение. Это говорит о том, что у нас по-прежнему первична эффективность, а не половая принадлежность, и это очень важно понимать при выстраивании образа.