Мобильник. Флешмоб. Политика.

Мобильник. Флешмоб. Политика.

Неотъемлемой частью современного мира являются массовые акции – флешмобы. Этот термин произошел от сочетания двух английских слов flash (вспышка, мгновенье) и mob (толпа), и буквально переводится как «вспышка толпы». Суть флешмоба проста – группа людей, заранее обсудив все детали запланированной акции, встречается в намеченном месте в определенное время. Совершив синхронные действия, участники растворяются в толпе. Как правило, место для проведения флешмоба выбирается людное, а всё действие продолжается не более пяти минут. Цель такой акции состоит в том, чтобы вызывать у случайных зрителей чувства удивления, замешательства, непонимания и, в конце концов, заинтересованности и любопытства.

Первый флешмоб состоялся 17 июня 2003 года в нью-йоркском универмаге «Macy's», где неожиданно вокруг дорогого ковра собралась толпа из пары сотен человек. Участники флешмоба наперебой стали объяснять сотрудникам магазина, что все они живут вместе на складе в «пригородной коммуне», и им позарез нужно приобрести «коврик любви».

После этого флешмоб приобрел бешеную популярность, и волна подобных массовых акций прокатилась по всему миру. Не осталась в стороне и Россия, где 16 августа 2003 года в одно и то же время в Москве и в Санкт- Петербурге прошли первые российские флешмобы. Во время прибытия поезда из Петербурга на перроне Ленинградского вокзала в Москве неожиданно собралась целая толпа встречающих, которые держали в руках таблички с бессмысленной надписью «NzR178qWE». Одновременно в Петербурге такая же толпа на перроне Московского вокзала встречала некую Татьяну Лаврухину, которая состояла в обществе анонимных алкоголиков.

Здесь важно отметить, что флешмоб в классическом варианте не должен иметь руководителя, не преследует каких-нибудь рекламных, религиозных или политических целей.

Участники флешмоба не получают никаких денежных вознаграждений, так как участвуют в акции на добровольных началах для собственного развлечения или ради желания получить новые ощущения и попутно произвести впечатление на окружающих.

До массового распространения мобильной связи и интернета организовать флешмоб было затруднительно, потому что сложно без моментальной связи набрать нужное количество участников и четко синхронизировать их действия. Теоретически для организации «умной толпы» служили условные конверты, которые выдавались некоторым людям с указанием вскрыть их в строго определенное время. Человек открывает конверт, читает задание, идет в запланированное место, где встречает других участников, получивших точно такие же конверты с тем же заданием. Подобные акции не были массовыми ни по числу участников, ни по количеству зрителей, которое ограничивалось рамками непосредственных свидетелей этого действа на площади или на вокзале.

Все изменилось с распространением мобильных телефонов, интернета и социальных сетей, благодаря которым синхронизировать действия стало гораздо проще и, самое главное, появился массовый зритель. Если флешмоб классный, захватывающий, то его потенциальным зрителем сегодня может стать весь мир.

За последние 20 лет количество флешмобов значительно выросло, а популярность таких акций растет год от года. Можно вспомнить известный флешмоб в супермаркете, когда участники исполнили песню «Смуглянка», или исполнение песен Победы на вокзалах по всей стране, или недавний флешмоб «Надень маску», а также акции в поддержку врачей, борющихся с коронавирусом.

Хотя классический флешмоб всегда был аполитичен и не имел коммерческой основы, его потенциал для мобилизации и организации отдельных групп людей очень высок.

Флешмоб, как эффективный инструмент влияния и донесения своей позиции до широких масс, стал широко использоваться в политике, а его способность привлекать внимание огромного количества людей были оценены по достоинству.

В 2001 году на Филиппинах благодаря sms-рассылке миллионная «умная толпа» собралась на центральной площади и свергла действующего президента. Примечательно, что в такой толпе нет явного лидера, так как собрались незнакомые друг другу люди, которые откликнулись на сообщения: «Оденьтесь в чёрное в знак скорби о демократии и приходите туда-то». Яркими примерами политического флешмоба могут быть массовые беспорядки во Франции 2005 года или «мандариновый флешмоб» в Калининграде 2010 года, который произошел из-за отмены митинга оппозиционных сил. Здесь можно вспомнить про другой российский флешмоб, когда в 2014 году люди пели украинские песни для поддержки братской страны, показывая, что мы не страна-агрессор и не захватчики.

Флешмоб, изначально возникший в виде спонтанной акции случайных людей, в политике становится тщательно продуманным мероприятием для своих активистов. Нередко за участие в такой акции предусмотрено вознаграждение. Например, на Украине во время «цветной» революции люди за деньги перебегали на разные стороны. Конечно, у политического флешмоба есть и заказчики, и организаторы, и координаторы. Через специальные сайты или социальные сети участников информируют о предстоящей акции. Даются четкие инструкции где, когда и что надо делать, в момент флешмоба осуществляется съемка, которая потом попадает в интернет, рассылается в различные СМИ и быстро становится доступной для массового зрителя.

Например, мобильное приложение TikTok пестрит различными флешмобами, которые в основном сделаны ради «прикола», и отнюдь не с политическими целями, но мы знаем и другие примеры.

Очевидно, что использование в политике флешмобов будет повторяться все чаще и чаще, делать их будут больше, потому что целью становится человеческое внимание. Поскольку современное информационное пространство в мире очень насыщенно, то привлечение внимания осуществляется с помощью каких-то нестандартных действий. Когда в массовой акции участвует огромное количество людей, которые демонстрируют большую солидарность друг с другом, в ней появляется политический аспект, потому что политика всегда возникает там, где появляется много людей. Если какой-то прикол, пранк совершает отдельно взятый человек — это, конечно, привлечет всеобщее внимание, но политических изменений подобная ситуация иметь не будет. Люди подумают: «Мало ли есть на свете сумасшедших одиночек с нестандартными индивидуальными взглядами?».

Когда в каких-то нестандартных действиях, например, в исполнении песен на площадях, в выходах на вокзалах, в массовых танцах, реально участвуют миллионы людей, то это означает, что ситуация стала уже политической, и она выражает именно политическую позицию большого числа людей.

Политический флешмоб отличается от классического именно тем, что он перестает быть спонтанным явлением развлекательного характера, а служит инструментом для выражения общественного мнения, своих симпатий и антипатий.

Для сравнения можно вспомнить два политических флешмоба, которые прошли в феврале в нашей стране. Один — в поддержку президента Путина, который организовывали различные объединения, трудовые коллективы и просто те, кто симпатизирует действующей власти, другой — флешмоб с фонариками.

Что получилось в сухом остатке? Массовость флешмобов является своеобразным индикатором, который помогает выявлять уровень общественных симпатий и поддержки тех или иных политических движений, а также силу организации, проводившей политическое мероприятие.

Дерзайте и будете избраны!