Уроки австрийского. Гномы и большая игра

Уроки австрийского. Гномы и большая игра

Сегодня у нас новогодний урок. Ну, или рождественский. И потому посвятим его делам почти волшебным. Поговорим о том, как совершенно случайно маленькая партийная новость стала сначала федеральной, а потом и мировой. Но не принесла успеха партии на выборах. Что лишний раз говорит о том, что хайп, может, и хорошо, но не всегда работает. Итак, о том, как гномы стали великанами заголовков.

Сначала совсем немного истории для понимания, что за культура садовых гномов и почему они так популярны.

В общем, гномья предыстория. В Древнем Риме небольшие каменные статуи, изображающие греко-римского бога плодородия Приапа, также покровителя полов, часто размещали в римских садах. Гномы как волшебные существа были впервые описаны в эпоху Возрождения швейцарским алхимиком Парацельсом как «миниатюрные фигуры в две пяди высотой, которые не любили смешиваться с людьми». В этот период каменные гротески, которые, как правило, представляли собой ярко раскрашенные фигурки высотой один метр (3,3 фута), обычно размещались в садах у богатых людей. А Жак Калло создал 21 версию «горбунов», которых он выгравировал и напечатал в 1616 году. Очень долго Швейцария и Германия были законодателями моды на гномов.

Садовые гномы получили еще большую известность (и популярность), когда в 1910–1919 годах сэр Фрэнк Крисп, владелец второй по величине коллекции садовых гномов в Великобритании, открыл для публики свой парк Монахов в Хенли-на-Темзе. Любители садоводства и гости со всего мира смогли не реже одного раза в неделю любоваться на садовых гномов всех мастей. Кто-то, возможно, увидел их впервые.

Репутация немецких гномов упала после Первой мировой войны, но в 1930-х годах они вновь стали популярными после выхода анимационного фильма «Диснея» «Белоснежка и семь гномов» и когда больше людей из рабочего класса смогли их купить. Потом Вторая мировая, последующие годы также были тяжелыми для отрасли, большинство производителей тогда отказалось от гномов.

Популярность садовых гномов снова возросла в 1970-х, когда были выпущены юмористические типы гномов. И я бы с удовольствием рассказал и эту историю, и про гномьи фригийские шапки — право, очень жалко, что история самих гномов не относится к материалу статьи.

Что ж, теперь вернемся к нашей главной теме.

В августе 2014 года в Австрии шла избирательная кампания в региональный парламент земли Форарльберг. В предыдущей кампании 2009 года Социал-демократическая партия Австрии (SPÖ) не смогла получить достаточное количество голосов и основательно готовилась к реваншу.

Взять в «агитаторы» придумали гномов, что должно было восприниматься как ирония: так как голоса за социал-демократов ранее отдали чуть более 10 процентов австрийцев, получалось, что партия-гном берет себе в агитаторы гнома-крутыша (символ кампании отличал весьма боевой вид), как бы отвечая на вопрос предвыборного слогана: «Кто самый сильный карлик в Форарльберге?»

Много гномов — много посылов:

В логике кампании было, что избирателям не нужна одна идея или один гном — им нужно комплексное решение проблем. Что благодаря депутатам и собиралась решать партия в парламенте.

Но случилось невероятное. В первую же ночь пропало 400 гномов-«агитаторов», мирно висевших на фонарных столбах с плакатом «Наш выбор — Рич».

В краже Социал-демократическая партия Австрии сразу заподозрила своего прямого полит ического конкурента — Австрийскую народную партию (ÖVP).

О чем ключевой кандидат социал-демократов Михаэль Рич не преминул сообщить в СМИ.

Разгорелся нешуточный местечковый скандал: хотя в полицию было подано обращение на 400 «потеряшек», всего, по заявлению партии, было украдено под тысячу гномов. Приступили к расследованию, одного кандидата-конкурента из списка Австрийской народной партии даже поймали с поличным на столбе, когда он пытался демонтировать «агитатора в красном колпачке».

И началось самое интересное.

Сперва новость про «крутышей» привлекла региональную студию Австрийской радиовещательной корпорации, потом ее подхватили интернет, газета «Новости Форарльберга» — и понеслось. С 24 августа, когда новостью заинтересовалась «Би-би-си», до 12 сентября 2014 года сообщения в СМИ напоминают вести с фронта.

Так продолжалось до 12 сентября. Статей, поверьте, было немало. Одно российское издание разместило данную новость в разделе «Криминал». Даже китайские газеты упомянули о бедных гномах. А 12 сентября все закончилось, как отрезало. Дело в том, что представитель австрийской прокуратуры Хайнц Руш коротко, но емко всем все доходчиво объяснил: «Производство по делу о краже гномов против четырех предполагаемых воров завершилось. Умысел кражи не может быть доказан по действительным причинам, поскольку председатель пострадавшей партии сам подчеркивал в публичных заявлениях, что... любой, кому очень нужен садовый гном, может забрать его себе домой».

На выборах в Форарльберге Социал-демократическая партия Австрии, понадеявшись на всемирную теперь известность, расслабилась и потеряла еще 1,25% голосов, достигнув худшего в своей истории, впервые однозначного в целых числах результата, набрав всего 8,77%.

Этот случай — наглядный пример того, чем иногда оборачивается самопиар как самоцель. Общество подогреется горячими новостями, будет жадно ждать их продолжения, но быстро потеряет интерес и доверие к источнику хайпа, это раздражает людей: когда слышно из каждого угла, но нигде не видно.

Политическая жизнь только в виртуальном пространстве незаметно делает человека «целлофановым» и никому не интересным, как бы громко ни кричали о нем его статусы в сетях.