«Единая Россия» актуальна для избирателей

«Единая Россия» актуальна для избирателей

— Александр Эдуардович, вы из тех редких людей, без чьего участия не прошло ни одной думской избирательной кампании еще с 90-х годов, и уж точно все избирательные кампании «Единой России» проходили с вашим участием. Можно сказать, что для «Единой России» каждая думская кампания сложнее и конкурентнее?

— Каждая кампания уникальная, и сравнивать их между собой, наверное, можно, но только в том случае, если заниматься политологией достаточно поверхностно, потому что каждые выборы происходят в дискретный промежуток времени, и именно эта временная точка определяет складывающуюся конфигурацию внешних и внутренних факторов, которые оказывают существенное влияние на кампанию. То, что происходит именно сегодня и сейчас, отражается на ходе кампании, создает событийный ряд, который характеризует каждую кампанию и определяет ее ход. Это в равной степени можно отнести и к «шлейфу» событий, которые имели место ранее, но продолжают оказывать свое влияние и в настоящее время. Кампании не бывают сложнее или легче, они — индивидуальны. В начале нулевых годов они проходили на одном политическом и социальном фоне, кампании, проходившие в 2010-11 гг., — на другом фоне. Сейчас ландшафт совсем другой. Список уникальных и существенных факторов, влияющих на кампанию, займет немало места. Сравнение кампаний — вещь неблагодарная, потому что невозможно проследить всю структуру взаимосвязей, рождаемых палитрой внешних и внутренних факторов, которые на момент проведения кампании оказывали на нее влияние. Выборы стоит рассматривать только как синергию процессов, которые «обрамляли» конкретную электоральную процедуру, никакие сравнения не позволят дать ни качественный, ни количественный анализ и знания, а иногда могут привести и к заблуждениям.

— А в чем главный секрет успеха партии и побед партии несмотря на самые различные политические и экономические обстоятельства?

— Ну, ответ-то, собственно говоря, на поверхности лежит. Значит, «Единая Россия» — это политическая организация, которая умеет работать. Значит, она смогла учесть все те факторы, которые оказывают влияние на умонастроение граждан, на избирательный процесс, и ответить на те запросы, которые граждане в данный момент времени формируют и формулируют. Если в обществе сформировался запрос на, предположим, экологическую тематику, то выходить на выборы с темой развития сети угольных электростанций было бы как-то неразумно, согласитесь. Запросы людей меняются со временем, они становятся другими, и отвечать нужно на вопрос, который люди задают. Если спрашивают, простите, что повторяюсь: «Что будем делать с воздухом? Как обеспечим его чистоту?», отвечайте на этот вопрос, а не то, как нам реорганизовать рабкрин (Рабоче-крестьянская инспекция — система органов власти, занимавшаяся вопросами государственного контроля 1920-1934 гг.) — это первое. Второе, все-таки, «Единая Россия», в отличие от своих оппонентов, будучи ответственной политической силой, выполняет взятые на себя обязательства. Может быть, не всегда в полном объеме, но она это делает. Можно, условно говоря, недолюбливать власть, но не видеть, что власть, в том числе и «Единая Россия», выполняет обещанное, тоже нелогично. Люди видят, что работа ведется, да, есть ворчащие, недовольные, но куда же без них. Когда отсутствуют недовольные, это очень тревожный звонок. Одним словом, «Единая Россия» актуальна для избирателей. Она в мейнстриме.

— В чем на ваш взгляд был главный вызов перед ЕР в прошедшей кампании?

— Опять же, возвращаясь к первому вопросу, вызовом для «Единой России» была та ситуация, которая на момент начала избирательной кампании сформировалась в стране, в обществе, в мире. Это груз политической ответственности, и, соответственно, электоральной ответственности за решение, касающееся пенсионной реформы. Тот самый «шлейф». Второе — это достаточно тяжелое социально-экономическое и психологическое влияние пандемии. На этом фоне вход в избирательную кампанию для «Единой России» был сложный. Очень сложный, как и для всей системы власти. Но надо отдать должное, и, хоть я и призываю не сравнивать избирательные кампании между собой, «Единая Россия» — единственная политическая партия в мире, которая после проведения тяжелой, но очень нужной реформы, касающейся пенсионной системы, смогла вновь стать победительницей, взять конституционное большинство и подтвердить статус правящей партии. Ни одна другая политическая партия в мире, которая была вынуждена проводить подобные реформы, к сожалению, больше не смогла свое лидерство в парламентах разных стран подтвердить. «Единая Россия» уникальна в том, что она смогла и показала, что она умеет работать в крайне сложных условиях.

— Политический менеджмент, технологическая работа штабов партии или подбор кадров и качество коммуникаций кандидатов с избирателями — что важнее? Выстроенная политическая машина или, как говорится, «личность кандидата в истории»?

— Для выборов важны все составляющие, если личности слабые, то никакой менеджмент не поможет. Если сильная личность, а менеджмента нет, то тоже будет каша. То есть вопрос как раз в том, чтобы грамотно сочетать все те факторы, которые необходимы для красивого и эффективного проектирования избирательной кампании. Мне кажется, что в этом избирательном цикле у «Единой России» получилось: это и новые люди, и качественное управление, это и интересные технологические решения. Считаю, что успешная избирательная кампания и строится только на сочетании этих трех факторов: менеджмент, креатив и люди. Никаких других существенных факторов проектирования кампании нет. Если какое­-то одно из звеньев начинает просаживаться, то начинают сыпаться все остальные. Формула удачной кампании: «Личность+Менеджмент (а значит, и команда)+Смыслы».

— Какие технологические решения партии оказались новыми и удачными, на ваш взгляд?

— Я считаю, что, во-первых, нужно отдать должное предварительному голосованию партии, развитие этой темы очень важно. Опять же «Единая Россия» — один из лидеров в мировом партийном поле, который настолько широко, массировано и эффективно использует предварительное голосование для подбора кандидатов. Но если этот формат не нов, и он уже использовался на предыдущих выборах, то в прошедшей избирательной кампании, я считаю, есть два наиболее удачных технологических решения, которые были применены. Первое — это тема отчета «Единой России». Сам по себе отчет был заявлен, как мейнстрим кампании. Это было сделано впервые: ЕР открыто, не стесняясь, рассказала людям о том, что она делала пять лет в Думе, потому что анализ всех социологических исследований, которые проводились на протяжении последних пяти лет, показывал, что люди неплохо относятся к тем или иным партиям, они не знают, что они делают. Эта же претензия звучала и в адрес «Единой России»: «просто расскажите нам, что вы делаете». Поэтому тема отчета, которая пошла массировано по всей кампании как одна из ключевых линий очень важна, и это правильное технологическое решение. Брошюра «100 главных дел «Единой России», на мой взгляд, вызвала интерес и у партийцев, у них было с чем работать, они могли квалифицированно отвечать на вопрос людей: «Зачем вы нам нужны?». И для граждан, которые получили ответ на вопрос, чем занималась «Единая Россия» пять лет. Второе технологическое решение — это широкое коллективное создание предвыборной программы «Единой России». Можно было, безусловно, в начале лета после объявления выборов выскочить с проектом программы, утвердить его и потом раздавать гражданам, как поступили многие участники политического процесса. «Единая Россия» пошла по другому пути, она опубликовала проект, она сформулировала основные направления, по которым планирует работать, и предложила гражданам поучаствовать в создании, в моделировании этой программы. Тот огромный и колоссальный отклик, который партия получила от людей, показывает, что в ее работе есть заинтересованность, она нужна. И программа на сегодняшний день стала, с одной стороны, коллективным творением, не побоюсь сказать, миллионов людей, а с другой стороны, решение руководящих органов, что ЕР будет ежегодно отчитываться за реализацию программы, и все предложения, которые прозвучали, будут в той или иной степени отражены, и с ними партия будет работать — это решение правильное, это политическое решение. Поэтому, если суммировать, то считаю, что эта избирательная кампания и была спроектирована на трех столпах: предварительное голосование, отчет Партии и Народная программа.

— Оппоненты удивили чем-либо? Вообще могли бы они выступить лучше, чем выступили в достаточно непростой социально-экономической ситуации?

— Кто-то из оппонентов удивил тем, что они вообще не развиваются, а катятся вниз. Кто-то подтвердил прогнозы болезненной стагнации. Склейка отдельных политиков с унылым голосованием показала, что это попытка зацепиться за соломинку, когда больше, собственно, сказать нечего. Хотя и приятно удивили новые политические звезды. Это хорошо и для политической системы и, как ни странно, для «Единой России» — это бодрит и не дает почивать на лаврах, а значит, поддерживает партию в политическом тонусе.

— Политический интернет в перспективе станет ли главенствующим фактором политических технологий в избирательных кампаниях или офлайн все равно не заменим?

— В перспективе может произойти все что угодно. Десять лет назад многие и подумать не могли, что у нас будет доступно голосование через смартфон, а сейчас это вполне нормальная практика, которая приживается и показывает свои хорошие результаты. Развитие технологий все равно будет идти опережающими темпами, а политическая система под технологии будет подстраиваться, читай: под запросы общества. Если обществу удобнее голосовать в онлайне, то политическая система подстроится под запрос общества. Что касается политического интернета, то такого, по сути, нет, есть политический сегмент, живущий на разнообразных платформах и набухающий, как губка, впитывающая воду, когда эта самая вода появляется. Есть тема — объем информации и интерес к ней растет, нет — все сдувается. Это абсолютно нормально. Более того, традиционно постоянный интерес граждан к политике в «мирное» время — это пять-семь процентов, в какие-то пиковые моменты он подрастает, иногда кратно. Система же потребления информации трансформируется в соответствии с мейнстримом развития технологий. Если в онлайне получать информацию станет удобнее и проще, чем через офлайновые СМИ, то значит, информация перешла в другое состояние, этот процесс практически завершен. Все СМИ сейчас живут онлайн. И печатные СМИ, и телевидение — все нашли себе «второй дом». Если же вести речь о конкуренции между традиционными СМИ (газеты, журналы, которые тоже имеют свое представительство в интернете, и телевидение) и СМИ новыми, которые формируются на базе социальных медиа и других социальных платформ, то в этом споре пока существует паритет. Приблизительно половина граждан потребляет информацию из традиционных СМИ, неважно, где они находят их — в интернете или в телевизоре, или газетном ки­оске, а часть — из социальных платформ, которые никогда в офлайне не существовали. Хорошо это или плохо? Да это просто объективно, ни хорошо и ни плохо. И политическим институтам, соответственно, нужно понимать, что, если общество начинает потреблять информацию из источников, в которых они раньше не работали, то надо перемещаться туда, где существует источники распространения информации, чтобы рассказать о себе, своей деятельности, и это процесс совершенно нормальный, понятный. Если какая-то политическая партия считает, что газетой «Красная Синька» они решат все свои политические задачи, то это, к сожалению, не так.

— Вы участвовали почти во всех семинарах Высшей партийной школы, в том числе непосредственно с нашими кандидатами. Что скажете о новых лицах партии? Изменился образ ЕР, получилось обновление не по формальным признакам — столько-то  «новичков», столько–то молодых, а в содержании?

— Статистически, конечно, депутат от «Единой России» изменился сильно. Это неплохо, потому что всегда должно что-то приходить новое, а старое уходить. Не все сразу, а постепенно. Это такой закон развития, это эволюция, иначе никакого движения — ни поступательного, ни возвратно-поступательного, даже кругового не может быть. Вопрос правильный поднимаете. Лица поменялись, поменялась лексика, поменялась визуальная составляющая. Хорошо смотреть картинку, но гораздо более важно, интересно, насколько могут произойти ментальные изменения, насколько качественным будет ответ на запрос граждан о лице власти. Кстати, одна из новых партий, отвечая на этот запрос, собственно говоря, предложила весь спектр новых лиц, новых манер, новой лексики, нового стиля одежды. В принципе, «Единой России» не грех подсмотреть у своих оппонентов какие-то удачные решения и реализовать их в жизнь, модифицировав определенным образом под себя, а не скопировать, конечно. Сейчас оценки могут быть только внешние, достаточно поверхностные, визуальные. Гораздо важнее, что мы увидим через какой-то понятный промежуток времени, полгода-год, насколько эти люди станут менять политику «Единой России», а не переформатироваться под какой-то бюрократический образ. Вот это важно. Если у них получится изменить качество партии, сделав ее более открытой, более интересной, более коммуникабельной, то можно сказать, что обновление удалось и оно того стоит. Давайте немного подождем и вернемся к этому вопросу в конце следующей весенней сессии. Тогда можно будет посмотреть, насколько новые лица стали новыми, не постарели ли они очень быстро за год работы, не превратились ли в старых замшелых бюрократов.

— Какой бы вы сформулировали совет или рекомендацию для партии, чтобы через пять лет «Единая Россия» вновь победила? Над чем нужно работать ближайшие годы?

— Ничего здесь выдумывать не надо. Есть базовые системные задачи, которые поставлены президентом по развитию страны, и на их выполнении партии нужно сосредоточиться. Второе — у партии есть народная программа. Как заявило руководство, это «живой» документ, и по мере исполнения каких-то позиций будет дополняться новыми целями. Плюс есть большой массив поручений, просьб, заданий, наказов, которые граждане сформулировали в ходе партийной народной программы, но они не вошли в нее по тем или иным причинам. Этот массив задач является вторым блоком работы для «Единой России». Народная программа структурирована на два больших блока — благополучие людей и развитие сильной, мощной России, которая должна обеспечить это самое благополучие. Если у «Единой России» получится выполнить то, о чем говорил президент, и то, что сами записали себе в программный документ, это и будет залогом успеха на следующих выборах. Это план работы на пять лет. Не надо «городить огороды», жизнь будет подкидывать новые цели и задачи, ведь программа — не канон, а база, и все новые вызовы смогут находить отражение в этом документе «Единой России», если он действительно будет работать именно на оперативное и системное решение проблем. Если эти два блока будут реализованы, избиратели это увидят, и партия почувствует качественное изменение своего электорального рейтинга, ей будет что сказать избирателям.