ВОПРОС 1. На что в 2020 году необходимо сделать ставку «Единой России»?
ВОПРОС 1. На что в 2020 году необходимо сделать ставку «Единой России»?
Глеб Кузнецов, руководитель Экспертного совета ЭИСИ:
Думаю, на смену политических поколений — на новые лица, новых людей, новую идею. Вообще, уникальность «Единой России» в том, что Партия власти, которая якобы должна быть более консервативной, чем остальные, все 20 лет нашей политической истории показывает, что она способна обновляться и задавать новые тренды значительно эффективнее, чем оппозиционные партии, которые двигаются в технологическом кильватере. Очень хорошо, если эта тенденция сохранится.
Олег Матвейчев, профессор НИУ «Высшая школа экономики»:
Если обновлять и менять «Единую Россию», то только омолаживая кадры и оснащая технологически. Но не с точки зрения изменения основных догматов и постулатов, поскольку Партия создает баланс стабильности в обществе. Она главный якорь, самый мощный груз, который не дает лодке перевернуться. Партия, как общая крыша, защищает от всех вьюг, стремится гарантировать внутренний и внешний суверенитет страны. Партия обеспечивает заботу: депутаты всех уровней, особенно низового, на котором многие парламентские партии не имеют своих представителей, — это самые близкие к народу законодатели. К депутатам «Единой России» в основном идут люди со своими чаяниями, и только «Единая Россия» может еще помочь, тогда как от обращения к другим партиям толку почти никакого, они не способны оказать помощь. Поэтому заботу, защиту, стабильность и позитивные перемены, но не революционные, а эволюционные, — это все будет обеспечивать «Единая Россия». И не надо требовать от Партии чего-то большего, радикализировать ее и уводить от свойственной ей функции центристской силы.
Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»:
Как внешний наблюдатель, как внешний эксперт я бы посоветовал «Единой России» поэкспериментировать. 2020 год — время, когда перед выборами в Госдуму можно и нужно экспериментировать, и в разных регионах попробовать разные стратегии, сделать ставки на разные типажи кандидатов и так далее. Конечно, все варианты следует просчитать, и «Минченко консалтинг» планирует заняться этим на ноябрьских семинарах «Моделирование предстоящих выборов в Госдуму и президента».
Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ:
Действительно важным условием является новая искренность. Искренность делает возможным сам факт диалога, создает доверие, благодаря которому люди начинают тебя хотя бы слушать. После чего можно формировать адресованный к избирателю политический текст. Что и как будет воспринято из этого диалога — вопрос. Что-то зависит от Партии, что-то нет. Сегодня очень высок запрос общества на национальные проекты. И если люди решат, что реализация нацпроектов не удалась — неважно, так это на самом деле или нет, главное, что что-то не сработало с точки зрения людей, — это приравняют к повторному невыполнению обещаний. И тогда — новая политическая эпоха, новые политические вызовы. Притом можно прогнозировать, что при успешной реализации национальных проектов желающих забрендироваться под ними будет достаточно. Сейчас на этом поле не тесно, но по мере продвижения проектов конкуренция возрастет: федеральные министерства и ведомства, весь правительственный комплекс, бизнес… Поэтому Партии важно не просто забрендироваться, а деятельностным образом закрепиться в национальных проектах, чтобы избиратели могли прослеживать четкую связь: Партия – действия, Партия — действия.
ВОПРОС 2. Онлайн или офлайн — что на первом месте в работе с избирателями?
Глеб Кузнецов:
Это ложный выбор. И то, и другое лишь каналы распространения информации. Нельзя говорить «Давайте все уйдем в интернет», или «Давайте будем только печатать листовки», или «Листовка больше не работает». До избирателя можно достучаться абсолютно разными способами. Гуру современности, адепты интернета и сверхновых технологий — они просто продают свои услуги. На самом деле, нет хороших или плохих технологий, есть технологии эффективные или неэффективные в конкретном случае. А в целом использовать надо все.
Олег Матвейчев:
С онлайновыми — онлайн, с офлайновыми — офлайн. Недавно мы работали с командой в Вологодской области, 50 процентов населения которой проживает в городах Вологде и Череповце, а 50 — в селах. Естественно, что в городах, где люди активно пользуются соцсетями, интернетом, упор делался на онлайн, хотя офлайн тоже не оставался без внимания. Но в деревнях и поселках население пользуется всемирной сетью мало, и тот, кто рассчитывал бы только на СМИ и, тем более, интернет, просто не смог бы с людьми общаться. Поэтому там пришлось применить все традиционные офлайновые методы взаимодействия. И именно там мы добились и более высокой явки, и большей поддержки — старый добрый офлайн сработал очень хорошо.
Евгений Минченко:
На первом месте в работе с избирателями — правильно выбранный образ кандидата. А как уж он транслируется, в онлайне или в офлайне, это второстепенно. Ключевые моменты — четко выстроенный образ и новая искренность. Если она есть, то ее трансляция — вопрос сугубо технический.
Кирилл Родин:
Абсолютизировать что-то одно нельзя ни в коем случае. Безусловно, мы видим, что онлайн набирает обороты. Если недавно при исследовании, что лучше работает, традиционная предвыборная агитация или сетевые технологии, интернет по эффективности занимал 3-5 место, то сегодня социологи все чаще говорят о том, что значимость онлайн и офлайн-каналов сравнялась. Сомневаюсь, что к 2021-му году произойдет революция и онлайн захватит все. Скорее всего, система останется сбалансированной. Но будущее, конечно, за онлайновыми форматами.
ВОПРОС 3. «Политтекст»-2021: три основные идеи позиционирования для Партии?
Глеб Кузнецов:
Хороший вопрос. Во-первых, я думаю, что новое поколение партийцев действительно не отвечает за грехи «отцов». Во-вторых, будущее все равно наступит, так давайте мы опишем его таким, каким оно нам нравится, и пойдем в это будущее вместе. А третье… Если первые две идеи будут реализованы, все и так будет в порядке!
Олег Матвейчев:
Две основные идеи заключены в старом лозунге Партии, вновь актуальном: «Сохраним и приумножим». «Единая Россия» — Партия, проверенная временем и имеющая множество заслуг. Не стоит менять старого коня, который борозды не портит. Партия вывела страну из 90-х, Партия преодолела все глобальные кризисы, включая кризис 2008 года, сегодня она успешно справляется с санкциями, которые сейчас введены в отношении России. «Единая Россия» несет на себе этот огромный груз ответственности, которые не хотят нести другие партии, особенно на муниципальном уровне, где самая земля, где самые острые проблемы. Поэтому, что касается «Сохраним», «Единую Россию» можно только похвалить. Что же про «Приумножим» — это о том, что Партия постоянно находится в развитии, постоянно реализует инициативы, полезные обществу. И я думаю, что к 2021-му году «Единая Россия» прославится еще несколькими резонансными позитивными начинаниями. Не секрет, что 2021 год — это год выборов в Госдуму. И не секрет, что именно к ним будут приурочены упомянутые инициативы. Но к чему стыдливо прятаться? Да, это цинично будет сделано накануне, но главное, что это будет сделано! И эти важные инициативы будут начертаны на щите у Партии в 2021 году, когда Партия вновь пойдет на выборы.
Евгений Минченко:
Думаю, пора выкинуть все старые прописи и искать новые варианты. Выкинуть то, сработало в 2018 году, и даже то, что является мейнстримом в 2019-м — антиистеблишментные кандидаты, популизм, образ простодушного бунтаря с его новой искренностью, которая, казалось бы, сегодня сносит давно устоявшиеся системы. Потому что эффективный образ-2021 — это нечто другое. Я не исключаю, что на смену простодушному бунтарю-популисту придет новый герой. На мой взгляд, может оказаться востребованным образ нового мага. Население уже начинает расхлебывать результаты избрания «простодушных борцов», и возникает запрос на магию. Но не старую обветшавшую магию крепких хозяйственников. И не на магию молодых технократов — потому что там нет магии, там есть люди, которые становятся элементами системы. Скорее всего, избирателям нужна какая-то новая магия, рецепта которой мы пока еще не знаем. Но постараемся нащупать.
Кирилл Родин:
Тут есть над чем поразмыслить. Много нюансов. Но приоритетными, думаю, будут поиски формата новой искренности и практическое участие и брендирование «Единой России» под национальными проектами.