Итоги ЕДГ-2019 для Партии «Единая Россия»

Итоги ЕДГ-2019 для Партии «Единая Россия»

При подготовке материала использованы:

«Единая Россия» успешно выступила на выборах ЕДГ-2019. Партия получила 60 % мандатов в законодательных собраниях регионов. В среднем по единым округам – 67,6 %, по одномандатным округам – 75,8 %. Это больше, чем в прошлом году, когда «Единой России» досталось около 60 %. Для сравнения: КПРФ сумела получить только 10,9 % мест в ЗС.

На довыборах в Государственную Думу в трех округах из четырех победили единороссы. Десять врио губернаторов, выдвинувшихся от «Единой России», уверенно выиграли выборы. В среднем они получили 70 % голосов.

Самое время постараться понять, в каких условиях и за счет чего получены такие результаты. А заодно оценить, что мешало и что было неэффективно. Анализ мнений непосредственных участников выборов и электоральной социологии позволяет говорить о том, что целый ряд привычных представлений и штампов по технологиям и организации избирательных кампаний требуют переосмысления. Очевидно, что при подготовке кандидатов Партии к ЕДГ-2020 следует акцентировать внимание на целом ряде особенностей предвыбрной борьбы в условиях «новой политической реальности».

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 2019-го года

Прежде всего вопрос: в каких условиях проходили выборы этого года. Условия были тяжелыми, а в ряде регионов, например, в Хабаровском крае и в Иркутской области, крайне тяжелыми и сложными для «Единой России». Общая повестка работала, скорее, против Партии и ее кандидатов, эффект «черных очков» избирателей далек от корректировки.

Внешние факторы в экономике и социальной сфере:

Внешние факторы в политических предпочтениях избирателей:

Так увидели ключевые характеристики выборного периода 2019-го кандидаты Партии и сотрудники штабов, принявшие участие в закрытом опросе ВПШ:

Основной вызов выборов 2019-го года: насколько Партия сможет преодолеть негативные стереотипы и ярлыки, соответствовать запросам избирателей, преодолеть вызовы. В этих условиях ЕР должна быть способна предложить кандидатов, соответствующих новым политическим условиям, способных быть эффективными как на уровне идеологическом, так и на уровне технологическом в работе с избирателями.

«Единая Россия» остается Партией №1 среди других партий по результатам социологических исследований. Сохраняется достаточно высокое электобилити Партии – мнение, что ЕР по результатам выборов может получить большее количество голосов, чем другие партии. С другой стороны, объективное значительное снижение рейтинга Партии и неудачи прошлого года заставляют переосмыслить стратегию продвижения ЕР и инструменты.

Для части избирателей лидерство ЕР перестало носить однозначный характер. Нужно признать: для части избирателей голосование за Партию стало невозможно. Но ЕР по-прежнему является основной политической силой, превосходя по уровню электоральной поддержки оппонентов.

ПАРТИЯ ГЛАЗАМИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В КАМПАНИЯХ ЕДГ-2019

По мнению кандидатов и работников штабов Партии (результаты закрытого опроса ВПШ ЕР):

  1. Важнейшее преимущество Партии в сегодняшних условиях – сетка первичных, местных отделений, членов Партии и сторонников. Человеческий ресурс, поддержка в ходе кампании на низовом уровне отмечаются респондентами как важное условие успеха. По мнению респондентов, ЕР должна стать прежде всего Партией рядовых партийцев — это одно из условий будущих побед. Поддержат Партию рядовые партийцы – поддержат избиратели. Именно активные контрагенты (не начальники!) в различных социальных группах и в конкретных территориях – важное условие успеха для кандидатов ЕР;
  2. Главные слагаемые успеха Партии – качество кандидатов (коммуникативная и профессиональная компетентность) и конкретные дела для людей;
  3. Принадлежность к власти на выборах этого года, напротив, не являлась, по мнению респондентов, существенным фактором для победы на выборах.

В дополнение, по результатам других социологических исследований сильные и слабые стороны Партии могут быть определены так:

Сильные стороны Партии:

Слабые стороны Партии:

«Единая Россия» долгое время остается основной политической силой страны и представляет интересы большинства, но сохраняются устоявшиеся претензии «у партии нет идеологии». Идеологическая работа, яркая и понятная людям трансляция ценностей Партии должны стать стратегическим направлением.

АНАЛИЗ ВЫБОРОВ И РАБОТЫ ПАРТИИ В КАМПАНИЯХ ЕДГ-2019

По результатам закрытого опроса ВПШ ЕР.

Основные технологические характеристики кампаний, выделяемые кандидатами и сотрудниками штабов Партии по результатам опроса ВПШ:

  1. Абсолютным лидером эффективности предвыборных технологий являются «личные встречи с избирателями». На втором месте респонденты выделяют социальные сети и интернет;
  2. Большинство участников опроса называют такие слагаемые успеха: опора на собственные сети и доверенных лиц и сторонников, первичные отделения, приемы граждан;
  3. Административный ресурс не работает. Более того, например, недопуск кандидатов оппонентов, по мнению респондентов, создает для кандидатов от ЕР дополнительные риски, потому что однозначно трактуется оппонентами как использование властью «административного ресурса». Снизилась эффективность встреч кандидатов в коллективах на рабочих местах, по мнению большинства экспертов по всем регионам. Воспринимается как использование административного ресурса – контрпродуктивно;
  4. Главная польза от взаимодействия с исполнительной властью – помощь в решении проблем, с которыми работает кандидат «на земле»;
  5. Большие инфраструктурные проекты в регионах (больницы, дороги, детские сады) являются значимым подспорьем в кампании кандидатов ЕР, если Партия воспринимается как соучастник этих достижений (исполнительная власть не отгораживается от партийного бренда и депутатских фракций). В случае отсутствия конструктивного взаимодействия с исполнительной властью в информационной политике, перечисление достижений воспринимается как «прислонение» и становится, скорее, негативным фактором;
  6. Снижение эффективности и доверия к традиционным СМИ. Рост значения интернета и социальных сетей. В том числе для продвижения кандидатов как инструмента, обеспечивающего доступную и открытую коммуникацию с избирателями;
  7. Часть респондентов склонны признавать плюсы в самовыдвижении считая это «свободой в действиях и опорой на собственные силы», но признают, что «разоблачение самовыдвиженцев» приносит невосполнимые потери в кампании.

Участники опроса (кандидаты, технологи, сотрудники штабов) выделяют следующие эффективные технологии и предложения на основе опыта кампаний ЕДГ-2019-го года, которые необходимо учитывать в планировании стратегии продвижения Партии в кампаниях 2020-го.

  1. Ключевая польза реготделений Партии – обеспечение информационной, юридической и технологической поддержки кандидатам и их штабам. Партийный офис должен стать не столько центром управления, сколько политическим, юридическим, информационным сервисом для кандидатов;
  2. Личные коммуникации с избирателями – ключ к успеху кандидата и одновременно наименее управляемая и контролируемая работа в активной фазе кампании. Поиск кандидатов, оценка их качеств и подготовка – ключевая задача для партийной машины;
  3. Партия должна стать не только электоральной машиной на период избирательной кампании, но Партия должна стать постоянно действующей машиной политической борьбы за собственные ценности на уровне производства контента — текстов, роликов, дебатов, АПМ и пр. Отказ от политической полемики с оппозицией на фоне постоянной дискредитации ЕР приводит к накопленному неблагоприятному фону для Партии в предвыборный период;
  4. Самые востребованные партийные проекты – «Городская среда», «Безопасные дороги», «Детский спорт». Другие партийные проекты, по мнению участников опроса ВПШ, сейчас не являются значимым фактором в кампаниях. Тем не менее, партпроекты как возможность наглядной демонстрации «реальных результатов» являются востребованными и обеспечивают сравнительное преимущество Партии. Проблема электорального измерения партпроектов – актуальный вызов для ЕР;
  5. Смена политических поколений в Партии востребован как символ обновления ЕР. Кадровый проект «ПолитСтартап» получает высокие оценки. Но оказывается недостаточно подкреплен «новыми лицами» и «новыми спикерами» на уровне публичных спикеров и лидеров региональных и местных отделений, а также на Федеральном уровне. Введение правил ротации, понятных правил работы с кадровым резервом и «раскрутка» новых спикеров могли бы положительно повлиять на образ единоросса и Партии в глазах избирателей;
  6. Участники опроса дают неожиданно низкую оценку эффективности работы с партнерскими НКО и ЦПГИ. Но направление имеет значительный потенциал развития для кампаний ЕДГ-2020.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАМПАНИЙ ЕДГ-2020

Таким образом, основываясь на рефлексии участников ЕДГ-2019, можно выделить следующие стратегические приоритеты для подготовки к ЕДГ-2020 и Думским выборам 2021-го:

  1. Строительство и укрепление низового звена ЕР. Ключевой принцип партийного строительства: Партия для партийцев, партийцы для Партии. 2. «Единая Россия» опирается на принцип «реальных дел», «малых дел», «помощи людям»;
  2. Партия должна стать ключевым и главным посредником между человеком и исполнительной властью, конкурировать в этой роли с другими партиями и структурами гражданского общества — быть более эффективной;
  3. Рост субъектности ЕР. Исполнительная власть на местах считается с позицией Партии или получает критику со стороны Партии;
  4. ЕР превращается в политическую машину и активно готовит «идеологических бойцов» с оппозицией (спикеры, авторы, производство контента — «политический Мосфильм»). Важнейшая задача – новые лица Партии;
  5. Поиск, подготовка и раскрутка позитивных Федеральных тем в социально-экономической повестке для кампаний ЕДГ-2020;
  6. «Единая Россия» ведет контрпропаганду, но является последовательным противником, и максимально нетерпима к так называемому «черному пиару».