Наличие противоположных или даже несовпадающих, расходящихся интересов у разных социальных групп, политических акторов является основой возникновения социальных конфликтов. Основа для конфликтных отношений в обществе является более распространенным явлением, чем может казаться, особенно если под термином «конфликт» мы имеем в виду негативный контекст — то, чего нужно избегать.
Логика избегания конфликта оказывается крайне контрпродуктивна в условиях и быстрой динамики внутренней политики. Подтверждение этому можно найти в ряде ситуаций: ситуация со строительством храма в Екатеринбурге; Шиес; лесные пожары этим летом в Сибири; вообще работа региональной власти по чрезвычайным ситуациям (например, крайне некомпетентные действия губернатора С. Левченко в Иркутской области во время наводнения в области). Неконструктивное решение или просто отсутствие решения, эскалация конфликта всегда ведут к росту протестных настроений. Власть и Партия власти обречены занимать особую позицию. Мы или всегда виноваты, или что-то сделали не так, не вовремя, не учли и так далее. Список претензий к власти и Партии власти в таких ситуациях можно продолжать, и он хорошо известен.
Когда мы говорим про социальные конфликты последнего времени, возникает вопрос: могло бы быть по-другому? И какова могла бы быть роль Партии в конструктивном разрешении социальных конфликтов? Будем считать эти вопросы ключевыми и постараемся найти на них ответ.
Как в любом конфликте, решающим вопросом становится модерирование конфликта и управление коммуникацией. Первым пунктом в управлении конфликтом является инвентаризация и признание самого факта существования различных интересов сторон и понимание ситуации.
Для того, чтобы начать отвечать на эти вопросы, нужно прежде всего буквально разрушить мифы, которые сейчас существуют вокруг социальных конфликтов и способов поведения политических акторов в ситуации конфликта.
Существует предположение о том, что диалог в ситуации конфликта власти и населения невозможен. Это предположение относится к классической модели управления общественным мнением, в рамках которой власть имеет полный контроль над средствами массовой информации и коммуникации. В действительности информация все равно распространяется. В условиях новых медиа по-другому просто быть не может. А это, в свою очередь, будет иметь негативные последствия для имиджа власти и степени доверия жителей региона к власти.
Эскалация конфликта происходит потому, что само представление о таких конфликтах заметно мифологизировано. Приведем эти мифы и разберем их последовательно.