Школа не просто источник знаний – сегодня это навигатор по жизненным ценностям и установкам

Школа не просто источник знаний – сегодня это навигатор по жизненным ценностям и установкам

Сколько российских школьников в этом году село за парты? Как 1 сентября встретили дети на освобожденных территориях? Там, где разбиты школы, училища, вузы из-за прокатившихся поблизости боев, где, собственно, не всегда есть элементарное – стулья, парты, предстоит наладить учебный процесс. С этой нелегкой задачей справляются наши депутаты, местная власть и преподаватели-волонтеры, которые поехали передавать свет знаний новым гражданам страны.

О том, готова ли страна к новому учебному году, как будут учиться дети Донбасса, Харьковской, Запорожской и Херсонской областей под обстрелами и какое будущее у нашей образовательной системы, мы поговорили с замсекретаря Генсовета «Единой России», председателем комиссии Президиума Генсовета по работе с обращениями граждан к Председателю партии Д. А. Медведеву и председателем комиссии Генсовета по защите материнства, детства и поддержке семьи, главой партийного Штаба по гуманитарному сотрудничеству с ЛНР и ДНР и освобожденными территориями, вице-спикером Госдумы РФ Анной Кузнецовой.

Каждый раз появляются новые вызовы

– Анна Юрьевна, расскажите, как шла подготовка к новому учебному году в России? Как – на освобожденных территориях? Какая помощь будет оказываться учащимся в Херсоне, Запорожской и Харьковской областях?

– Прежде всего хочу поздравить детей, родителей, педагогов с началом нового учебного года!

Подготовка к учебному году, с одной стороны, понятна. Из года в год это приемка школ, подготовка педагогов и наши родительские хлопоты. Но каждый раз появляются новые вызовы, на которые школе, системе образования предстоит дать ответ. Этот новый учебный год начинается в условиях проведения специальной операции.

В этом учебном году, по данным Министерства просвещения РФ, у нас в России около 17,5 миллионов школьников. Из них почти 2 миллиона первоклашек и 558 тысяч одиннадцатиклассников. А школ – более 38 тысяч. В Донбассе открывается около 1200 школ.

Наши военные плечом к плечу защищают нашу землю от нацистов, наши дети садятся сегодня за одну парту. Сегодня время, когда мы вновь должны переосмыслить роль педагога и школы, миссию образования. Школа не просто источник знаний – сегодня это навигатор по жизненным ценностям и установкам.

Вспомните, как время пандемии вдруг открыло многим глаза на истинное служение наших врачей. Они, как воины, сражались, не щадя себя, и выиграли этот бой. Сегодня на передовой – педагог.

Миссия учителя велика, и мы должны создать все условия, чтобы они могли реализовать ее достойно.

Поэтому так важно было для нас с коллегами из «Единой России» исключить термин «образовательная услуга» из закона «Об образовании», а кроме этого – добиться снижения бюрократической нагрузки на учителей. Ранее Президентом был инициирован закон о воспитательной составляющей образования, разработаны примерные программы по воспитанию.

Каждая учебная неделя будет начинаться с исполнения государственного гимна и поднятия российского флага. Важно продолжать наполнять образовательный процесс смыслами, которые станут фундаментом благополучия и счастья наших детей: любовью к Родине, заботой о других людях, уважением к старшим, умением отстаивать и защищать свою позицию.

Говоря о начале учебного года, не могу не сказать о детях с особенностями развития. В этом учебном году с 1 сентября вступает в силу инициированный «Единой Россией» федеральный закон о бесплатном двухразовом питании в школах детей с ОВЗ. Теперь на всей территории Российской Федерации установлен единый подход, определены источники финансирования. К сожалению, раньше регулярно обращались родители: где-то ребят обеспечивают горячим питанием, где-то дают сухие пайки, а где-то – совсем ничего. Теперь вместе с нашими общественными приемными будем следить за исполнением этих норм. И здесь будем и дальше активно взаимодействовать с родителями.

Положительный опыт такого взаимодействия уже есть. Родители сигнализировали о проблемах, недочетах при реализации закона о бесплатном горячем питании, а мы старались как решить конкретную проблему, так и устранить системные вопросы.

Что же касается подготовки к запуску образовательного процесса на Донбассе, освобожденных территориях, то здесь все гораздо сложнее. По предварительным оценкам специалистов, переход школ на единые с РФ образовательные стандарты может занять около пяти лет.

Параллельно с этой задачей решается множество других. Во-первых, это обеспечение безопасности образовательного процесса. В связи с этим принимаются решения, какой формат обучения выбрать в том или ином регионе, школе – очный, очно-заочный или полностью дистанционный.

Конечно, дети, учителя устали от «дистанционки» и хотят выйти в школы, но не везде это пока возможно. Еще и потому, что некоторые учебные учреждения разрушены. Отступая, ВСУ старались в буквальном смысле истребить все на своем пути, без разбора – жилые дома, школы, больницы, роддома…

Восстановление инфраструктуры, социальных объектов – это еще одна задача, которая стоит перед всеми нами. При содействии Штаба по гуманитарному сотрудничеству при «Единой России» и волонтеров удалось подготовить некоторые школы, которые были повреждены в результате ударов. К новому учебному году они открывают свои двери ребятам. И эта работа не прекращается.

В-третьих, это оснащение школ необходимыми учебниками, книгами для внеклассного чтения, инвентарем. Министерство просвещения взяло на себя обязательство по обеспечению школ Донбасса учебниками. Так, к примеру, в ДНР в середине августа уже было доставлено около миллиона учебников. Помимо этого, продолжается наша акция «Книги – Донбассу», благодаря которой школьные библиотеки пополняются русской литературой.

Переподготовка педагогов – еще одно наиважнейшее направление. Я видела, как организован процесс, общалась с учителями, директорами школ – многие из них настоящие подвижники. Подвергаясь не просто унижению, а порой реальному риску, они не отступают от принятого решения быть собой и говорить детям правду.

Отмечу, что в летний период «Единой Россией» была организована работа с детьми на освобожденных территориях. Были открыты детские досуговые центры в Луганской, Донецкой народных республиках, в Харьковской области, в ближайшее время они откроются и в других регионах. На площадках центров есть все необходимое для организации досуга детей – спортивный инвентарь, канцелярские товары, книги, компьютерная техника и оборудование, настольные игры и многое другое. С ребятами занимаются волонтеры, педагоги. Досуговые центры продолжат свою работу и в учебное время, чтобы в свободные от уроков часы детям было чем заняться.

– Как будет обеспечена безопасность детей? Ведь по этим районам постоянно работает украинская артиллерия.

– Безопасность детей, мирного населения – на первом месте. И она сейчас обеспечивается в основном силами российских военных, Росгвардии. Так будет и дальше.

Я была в Луганской и Донецкой народных республиках, Херсонской, Запорожской и Харьковской областях, общалась с учителями, была в школах, детских садах... Ситуация – неоднородная. Где-то учебные учреждения не тронуты совсем, а где-то строения не подлежат восстановлению.

Многие мирные жители покинули дома, спасая свои жизни и жизни своих детей. Так, к примеру, в Лисичанске, по предварительным подсчетам, из 130 тысяч жителей в городе остались всего лишь 30 тысяч, из 9 тысяч школьников – примерно 1,5 тысячи учеников. Соответственно, и потребности в открытии всех школ, которые раньше работали, сейчас нет. Мы общались с главой города Андреем Михайловичем Скорым, было принято решение организовать подвоз детей к школам в том случае, если школы находятся не в шаговой доступности.

Выход из любой ситуации можно найти. Самое главное, чтобы все были живы и здоровы.

Безусловно, говорить только о решении проблем с организацией учебного процесса не приходится. Большинство вопросов очень тесно связаны между собой. Не будет решения одного из них – не наступит и решение другого. К примеру, где-то необходимо восстанавливать газоснабжение, водопроводы, линии электропередач, готовить дома к зиме, восстанавливать инфраструктуру – больницы, роддома, магазины, налаживать в них поставки продуктов и товаров, сохранять и создавать рабочие места для местных жителей. Будут решаться эти вопросы – будут решаться и вопросы с организацией учебного процесса в школах.

На освобожденных территориях продолжают работать гуманитарные центры «Единой России», которые оказывают местным жителям помощь с продуктами, предметами первой необходимости. А к 1 сентября наши волонтеры выдают детям наборы для учебы, собранные в результате традиционной, ежегодной акции «Единой России» «Собери ребенка в школу». Действуют юридические центры, которые консультируют, помогают в оформлении необходимых документов. Координацию в том числе и этой работы осуществляет Штаб по гуманитарному сотрудничеству при «Единой России», что позволяет действовать системно, скоординированно и точно.

Мы видим большой запрос от школ на включение в российскую систему образования

– Хорошо известно, какую историю, построенную на оголтелой пропаганде, изучали в украинских школах. Это касалось и других предметов, таких как украинский язык и литература. Содержание учебной программы сейчас как-то изменится?

– Конечно. Ситуация в сфере образования на освобожденных территориях уже активно меняется. Образовательные организации переходят на российские образовательные программы. В конце июля я была на освобожденных территориях и, в частности, в Харьковской и Запорожской областях вручила несколько свидетельств о государственной аккредитации образовательных организаций совместно с коллегами из Минпросвещения России и Рособрнадзора. Работа в этом направлении активно ведется, мы видим большой запрос от самих школ на включение в российскую систему образования. А это значит, что учащиеся смогут не только учиться по российским образовательным программам, но и получить соответствующие документы об образовании государственного образца.

Как я уже сказала, этот переход должен быть постепенным. Шаг за шагом, чтобы не было дискомфорта ни для учителей, ни для детей, мы будем двигаться к назначенной цели.

По оценке Министерства просвещения, в ДНР и ЛНР переход на российские образовательные стандарты практически не будет ощутим, так как на исторических территориях ребята фактически занимались по российским программам.

Что же касается освобожденных территорий, там сложнее. Предлагается пока три типа расписания: первый максимально приближен к российской программе, второй – с учетом изучения украинского языка как родного, третий – украинский язык идет факультативом. Конечно, российские специалисты будут рядом, всегда готовы помогать.

Отдельно скажу о литературе. С первых дней проведения спецоперации «Единая Россия» поставила задачу по обеспечению доступа детей к качественной литературе на русском языке. Ведь все прекрасно понимают, какую роль оказала многолетняя украинская пропаганда в системе образования – не одно поколение выросло в условиях тотальной дезинформации, реабилитации нацизма, антироссийской агитации. Я сама видела эти книги и знаю, о чем говорю. Сегодня активно ведется работа по наполнению образовательных организаций учебной литературой на русском языке, соответствующей российским образовательным программам. Принято решение пока не останавливать нашу акцию «Книги – Донбассу». Наши общественные приемные стали точками сбора, откуда книги регулярно доставляются на освобожденные территории. Сейчас мы видим на такую работу огромный запрос. Приглашаем всех желающих подключиться к нашей акции!

Как изменится высшее образование - зависит от нашей четкой позиции

– Недавно в Госдуме заговорили об отмене Болонской системы образования – учитывая, что Болонская группа сама исключила вузы России из этой системы. Как вы считаете, будет ли окончательное расставание с Болонской системой, а равно и с бакалавриатом и магистратурой в отечественном образовании? Какие это сулит изменения в новом учебном процессе?

– Когда мы говорим о перспективах развития системы образования в целом – от школы до вуза, – нужно в первую очередь исходить из национальных интересов, а не неких «глобальных вызовов», которые каждый «переводит» как хочет.

События этого года заставили нас по-новому осмыслить миссию школы и учителя, преподавателя, возможность и наше право говорить на родном языке, учить родную историю, знать историческую правду. Мы видим, как на Украине раздавили систему образования, накачали ее прозападной и антироссийской идеологией, понимаем, к чему это привело.

Несостоятельность Болонской системы, в которую наши вузы буквально загоняли, недостатки в действующих подходах на недавних парламентских слушаниях в Государственной Думе доказали все руководители ведущих высших учебных заведений страны. Мы понимаем, что нужен иной путь, который позволит соединить все лучшее, что есть в отечественной системе высшего образования, с новыми требованиями времени.

Именно национальные интересы страны – тот ориентир, который должен определять дальнейшие действия. Глобальные вызовы, конечно, тоже должны учитываться – с тем чтобы наши вузы, ученые, выпускники работали на благо России, но не обслуживали интересы, чуждые нашей стране. Именно в такой парадигме: Родина не должна восприниматься исключительно как питательная среда для получения личных благ, порой совсем не связанных с интересами России.

Кто-то спросит: а разве сейчас национальные интересы не играют главную роль в системе высшего образования? Отвечаю: в стране, где уже двадцать лет говорят о демографическом кризисе, нет ни одного вуза, где готовили бы специалистов-демографов должного уровня! Мы в нашей рабочей группе по демографии – группе, которая действует при комиссии «Единой России» по защите материнства, детства и поддержке семьи, – разработали с преподавателями вузов необходимые предложения. Надеюсь, нас услышат. И это только один пример.

Но важно учитывать не только качество подготовки специалистов и актуальность получаемых компетенций, ведь сегодняшние студенты – не только будущие специалисты, но и будущие родители. Необходимо всесторонне поддерживать студенческие семьи – и здесь несколько инициатив «Единой России» поддержаны Минобрнауки и уже реализуются. В программе развития кампусов предусмотрено создание комнат для семейного проживания и другие решения, которые помогут молодым семьям, – это как нельзя лучше соответствует национальным интересам.

Изменения в системе высшего образования назрели. Какими они будут, зависит не только от конкретного ведомства – зависит от каждого из нас, от нашей четкой позиции по этому вопросу.

– Говоря о становлении и развитии самостоятельной системы российского образования, вы как мать семерых детей какую систему образования считаете идеальной?

– Да, в моей семье в этом году шесть школьников. Есть и первоклассник, и старшая дочка идет в одиннадцатый. Заботы, тревоги и волнения, связанные со школьной учебой, выполнением домашних заданий по вечерам, экзаменами и многие другие, – все это часть моей жизни.

Как мама, законодатель, правозащитник я сформулировала для себя главный запрос к системе образования: задача, которую нужно решить прежде всего, – это воспитание счастливого человека.

В этом все: возможности для ребенка проявить свои таланты, интересы, увлечения и всесторонне развиваться, помощь в профориентации, подготовка специалистов – и все это в парадигме высоких нравственных ценностей. Учитель становится для ребенка наставником. А школа – системой навигации в мире возможностей, смыслов и ценностей. Ведь информацию сегодня можно получить из многих доступных источников, а вот ориентироваться в ней, выбрать важное, верно расставить приоритеты – именно в этом необходимо помочь сегодня нашим детям. И, конечно, важна сама школа – это не только стены, кабинеты, парты, но и ее атмосфера. Она должна быть для каждого ученика комфортной во всех отношениях, доброй, благожелательной, принимающей и направляющей.

Наши дети проводят в школе значительную часть своего времени, и важно создавать такие условия, чтобы им хотелось приходить туда каждый день. А это будет только тогда, когда именно в стенах школы ребенок будет получать ответы на актуальные вопросы, которые ставит перед ним сегодняшний мир.