ИТ-омбудсмен должен быть в каждом регионе, и ресурсы партии помогут решить эту задачу

ИТ-омбудсмен должен быть в каждом регионе, и ресурсы партии помогут решить эту задачу

Цифровизация всех сфер нашей жизни – ключевая особенность современной действительности и залог прорывного развития страны и экономики. Именно поэтому поддержка цифровизации была принята как один из главных элементов Народной программы «Единой России». Ключевым инструментом выполнения этой задачи станет реализация созданного в мае 2022 года нового федерального партийного проекта «Цифровая Россия». Партпроект включает мониторинг применения мер поддержки ИТ-отрасли, контроль за реализацией цифровых инициатив Народной программы ЕР, поддержку учителей информатики, повышение цифровой грамотности и многие другие направления.

Общественный совет проекта возглавил первый зампредседателя Совета Федерации РФ, Секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Турчак.

Федеральным координатором проекта избрали члена Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Немкина.

Он рассказал нам о том, что собой представляет «Цифровая Россия», как создать самые комфортные условия для работы в России ИТ-специалистов, какие новые меры поддержки ИТ-отрасли предлагают сенаторы и депутаты, как повысить качество ИТ-образования в школе.

Принцип удобного государства

– Антон Игоревич, вы стали координатором нового партийного проекта «Цифровая Россия». И первые же вопросы к вам как к самому осведомленному об этой программе человеку: о чем этот проект? Какое его направление самое важное?

– В любом большом деле сложно выделить что-то одно, самое важное. Но название нашего проекта говорит само за себя. Мы вступили в эпоху, когда успешное развитие нашей страны невозможно без цифровой трансформации всех отраслей ее экономики, всех сфер государственной жизни. Именно поэтому поддержка цифровизации стала одним из главных элементов Народной программы партии «Единая Россия».

На июльском заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Президент подчеркнул, что цифровая трансформация должна войти в жизнь каждого человека и каждой семьи, пронизывать каждую отрасль и предприятие, социальную сферу, систему государственного и муниципального управления и другие отрасли.

Новый федеральный проект «Единой России» поможет решать задачи, которые поставил Президент.

Когда мы готовили проект, то проанализировали Народную программу «Единой России» и поняли, что более 50 предложений программы напрямую касаются цифровизации. Еще больше ее задач могут быстрее и эффективнее решаться с использованием цифровых технологий. Это говорит о том, насколько «цифра» важна для жизни наших граждан. Исполнением их наказов в том числе и будет заниматься партийный проект.

Все направления проекта настолько взаимосвязаны и настолько необходимы как в этой связи, так и сами по себе, что невозможно выделить что-то одно в ущерб остальным. Но если говорить о магистральных целях, которых мы хотим достичь, то я бы выделил три:

  1. сделать Россию самой комфортной страной для работы и жизни ИТ-специалистов,
  2. сформировать цифровую среду, которая будет одинаково доступной и благоприятной для всех,
  3. поддержать разработку и использование отечественных цифровых продуктов, в том числе создание социально ориентированных сервисов.

– Как этого добиться?

– Привлечем ИТ-специалистов для разработки и обсуждения законодательных инициатив в сфере цифровой экономики. Сформируем комплексный подход к разработке новых мер поддержки ИТ-отрасли и оценке уже действующих. Обеспечим независимый контроль мероприятий по цифровой трансформации экономики и социальной сферы на региональном и федеральном уровне. Будем запускать проекты по повышению цифровой грамотности населения, в том числе в финансовой сфере. Поддержим талантливых школьников, изучение программирования в школах и популяризацию ИТ-профессий.

Проект направлен и на поддержку разработки социально ориентированных цифровых сервисов и платформ, подготовку законодательных инициатив и инновационных решений для ускорения цифровизации страны, и на развитие сообщества ИТ-специалистов в регионах России.

Какая из этих задач более важна? На этот вопрос невозможно ответить однозначно — безусловно, значимы все, сама суть партийного проекта состоит в объединении усилий, в синергии. Так что работаем по всем направлениям.

– Вопросами цифрового развития страны озабочена не только «Единая Россия». Правительство, федеральные министерства и ведомства, региональные органы власти за последние месяцы тоже анонсировали большое число мер, направленных на поддержку ИТ-отрасли. Что отличает партийный проект от этих мер?

Прежде всего хочу подчеркнуть: мы не собираемся подменять или дублировать работу государственных органов, Правительства и отдельных ведомств. Наша задача состоит в том, чтобы эту работу дополнить.

Как это работает? В телеком-индустрии широко используется понятие «последняя миля» для обозначения того участка сети, который ведет непосредственно к потребителям. У тех, кто отвечает за последнюю милю, задачи и компетенции отличаются от работы тех, кто тянет кабель между городами или настраивает работу серверов.

Так вот, проекты партии должны стать именно такой «последней милей» в общенациональной цифровизации, мы должны решать в первую очередь те задачи, которые касаются повседневной жизни наших граждан. Напомню, что одним из главных положений Народной программы «Единой России» была декларация принципа «государство для человека». И именно на формировании такого «удобного государства» в цифровом мире мы и сосредоточили свои усилия.

«Цифровая Россия» и образование

– Минцифры России считает, что к 2024 году потребность в квалифицированных ИT-специалистах может достичь миллиона человек. А хедхантеры утверждают, что во втором квартале этого года ИТ-компании открыли более 300 тысяч вакансий. Это больше 80% от показателей 2021 года, а ведь речь идет только об одном квартале. Как решить кадровый вопрос?

– Учить будущих спецов. Магистральное направление уже задал Президент. Он подчеркнул, что необходимо увеличить финансирование подготовки таких специалистов, расширять программы обновления учебного и лабораторного оборудования, развития университетских кампусов и ремонта общежитий. Минобрнауки России, все профильные ведомства и институты развития страны сейчас запускают или дорабатывают новые решения в системе образования. При этом одновременно с получением профессионального технического или высшего ИТ-образования студентам будет предоставлена возможность начать работать и на практике применять получаемые знания под присмотром опытных практиков.

– Наверное, и увеличить число мест в вузах тоже не помешает, особенно в регионах, где тоже уже сложился большой спрос на ИТ-специалистов.

– Безусловно.

Кстати, в Народной программе «Единой России» была заложена организация дополнительного ИТ-образования для студентов в 100 вузах на «цифровых кафедрах». И уже в этом сентябре 115 российских университетов открывают набор студентов на «цифровые кафедры» по 300 образовательным программам. Планируется, что в этом году поступить на «цифровые кафедры» и получить дополнительную квалификацию в области ИТ смогут более 80 тыс. человек. До конца 2025 года «цифровые кафедры» окончат свыше 385 тыс. человек. К 2030 году таких выпускников будет уже 1 млн 135 тыс.

– Секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак еще в прошлом году предлагал рассмотреть и возможность бесплатного получения второго высшего образования по ИТ-специальностям. Это поможет в преодолении сложившегося кадрового дефицита?

– Такое решение могло бы привлечь в отрасль тысячи новых специалистов. И примерный механизм для его реализации уже есть – он может быть построен по аналогии со вторым высшим образованием в области искусств. Поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», которые разрешили бесплатно получить второе высшее в сфере искусств, приняли в 2021 году. Новация уже хорошо себя зарекомендовала и может быть распространена и на обучение ИТ-специальностям. Разумеется, нужно проработать все детали, в том числе в каких вузах будет открыта такая возможность, какими должны быть контрольные цифры приема, как проходить дополнительные вступительные испытания, какими они должны быть… Но то, что это делать нужно, уже очевидно.

– На апрельской сессии Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, в состав которого вы входите, много говорили не только о вузовском, но и о школьном образовании. Так что можно сделать с российским ИТ-образованием?

– У нас в стране выстроена развитая система подготовки ИТ-специалистов в вузах, в том числе и региональных. Однако, и об этом говорят многие специалисты, серьезная проблема возникает при переходе от школы к институту.

Наш проект предусматривает работу сразу по нескольким важным направлениям. Это и подготовка совместно с Правительством законопроектов, направленных на поддержку ИТ-индустрии. Это и создание системы обратной связи, которая поможет привлечь ИТ-сообщество к формированию государственной политики в деле цифровизации. Это и продвижение мер по увеличению числа мест в вузах, обучающих отраслевым специальностям. Но, чтобы эта работа стала успешной, мы должны заложить правильный фундамент – образование будущих ИТ-кадров. И оно начинается с уроков информатики в школах.

Как показывают экспертные опросы, в большинстве школ России уроки информатики дают недостаточно для того, чтобы дети могли составить четкое представление об ИТ-специальностях, заинтересоваться ими и подготовиться к обучению в профильных вузах. Более того, многие школьники не владеют даже базовыми цифровыми навыками, необходимыми для жизни в современном обществе. С учетом этого, а также необходимости оперативно решать задачи по подготовке новых кадров для ИТ-отрасли в рамках партпроекта сформировано отдельное направление «Учим цифре». Его цель – повысить эффективность образовательного процесса на уроках информатики и создать дополнительные механизмы развития цифровых компетенций у педагогов и школьников.

– Как?

– Одна из самых острых проблем – техническое оснащение кабинетов информатики в школах. Сложнее всего тем школам, что расположены за пределами крупных городов и университетских центров – в маленьких городках, поселках и деревнях. Если у учителя нет нужных инструментов, он никогда не сможет ни обучить детей информатике, ни увлечь этим предметом. Поэтому в первую очередь нам необходимо привлечь ресурсы партии для того, чтобы собрать информацию о техническом оснащении школ и составить список их первоочередных нужд.

Другая проблема, о которой мы слышим на каждой встрече, – проблема дефицита педагогических кадров. Мы не изменим ситуацию с обучением, пока информатику будут преподавать не специально подготовленные педагоги, а учителя математики в нагрузку к их основному предмету. Нам необходимо создать условия, при которых в школу придут такие учителя, которые смогут увлечь детей своим предметом и дать им основательные знания и навыки.

То есть сейчас необходимо и увеличивать количество мест в педагогических вузах по направлению преподавания информатики, и привлекать учителей информатики в сельские школы, и модернизировать компьютерные классы (а где-то и оснащать ими школы), и решать многие другие задачи.

– Но вы же понимаете, что студенты, получившие высшее образование по ИТ-специальностям, работе в школе предпочтут условный «Яндекс». Там выше зарплата, больше социальный пакет, быстрее действуют социальные лифты. Зачем им нервная, тяжелая и малооплачиваемая работа в школе, которая не сулит никаких перспектив?

– Согласен, сегодня такое решение примут даже те, кому нравится преподавание и кто в целом был бы готов работать в школе. Выпускники педагогических вузов и молодые учителя информатики находятся на очень конкурентном рынке. Их с удовольствием нанимают на работу в ИТ-отрасли, особенно в региональные компании. Но речь идет не только об уровне заработной платы. Давайте вспомним и о социальном пакете мер поддержки ИТ-специалистов, занятых в бизнесе: это и отсрочка от армии, и льготная ипотека, и другие важные и нужные инициативы. Все эти меры поддержки еще больше повысили конкуренцию за высококвалифицированных ИТ-специалистов, и школе стало еще сложнее их получить.

Задача партпроекта – сократить сложившийся дисбаланс. Учителя информатики должны получать меры поддержки наравне с ИТ-специалистами. Поэтому критически важно подготовить предложения по повышению мотивации для преподавателей информатики, создать условия, при которых эта работа станет привлекательной для выпускников.

Кроме того, нужно привлечь в школу специалистов с практическими ИТ-навыками. Поэтому нужны системные меры поддержки компаний и специалистов, готовых часть своего времени посвящать преподаванию в школе.

Также необходимо проверить, как вообще сейчас учат информатике в стране, и сформировать рекомендации в зависимости от того, что это за школа, регион и пр. То есть следует провести анализ положения в регионах: какие используют учебники и методики, какой сложился уровень сдачи ЕГЭ и прохождения олимпиад, какой есть кадровый потенциал… И уже по результатам такого анализа разрабатывать программы по переподготовке учителей информатики и повышению их квалификации.

– А что говорят сами учителя? Проект вовлекает их в эту работу?

– Мы проводим их опрос и уже видим, что их предложения очень интересны и полезны. В июле в рамках партпроекта также состоялось большое межрегиональное совещание с участием представителей Минцифры и Минобрнауки России, министров образования и науки из регионов, руководителей вузов и школьных учителей информатики, на котором мы обсуждали меры по повышению эффективности преподавания информатики в школах.

Например, заместитель директора Президентского физико-математического лицея № 239 Денис Ушаков озвучил очень важную идею: ввести в школьную программу новый курс на 100 часов по программированию.

Было выдвинуто и предложение организовать ежегодную конференцию всех учителей информатики страны, обсуждения на которой будут посвящены современным методикам обучения информатике в школе, обмену опытом, развитию олимпиад, ЕГЭ, новому ФГОСу, ИТ-классам и итогам их работы за последние пять лет. И, что самое главное, говорить на такой конференции нужно будет не только и не столько в разрезе требований Минпросвещения, но в основном с точки зрения развития цифровой экономики и роли школьных учителей в подготовке специалистов будущего для ИТ.

Кроме того, предлагают создать, можно даже в рамках такой конференции, сообщество учителей информатики по всей стране – ассоциацию, которая объединит учителей, государство и бизнес. Сейчас уже действуют региональные ассоциации в Москве, Ульяновске и других городах, но нужно придать этой инициативе всероссийский уровень. Члены ассоциации смогут вырабатывать те направления, по которым дальше будет развиваться школьное образование в этой сфере.

Учителя информатики также говорят о необходимости создания единого федерального центра аттестации и повышения квалификации для учителей информатики. И назначения тем, кто пройдет аттестацию в этом центре, дополнительных стимулирующих выплат – от 20 до 50 000 рублей. Такой центр можно было бы учредить при АНО «Цифровая экономика», а финансирование для стимулирующих выплат и компенсации расходов на обучение для учителей информатики привлечь, например, с помощью государственно-частного партнерства, когда местный ИТ-бизнес будет брать регион «под патронаж».

– Вы сказали, что нужно привлекать специалистов с практическими ИТ-навыками. И как отправить айтишников в школы?

– Безусловно, все льготы для ИТ-отрасли следует распространить на школьных учителей информатики, математики и физики, а также на тех, кто учится ИТ-специальностям в вузах России, включая педагогику в сфере информатики и программирования.

Одним из вариантов решения проблемы кадрового дефицита в школах станет привлечение к преподаванию студентов старших курсов отраслевых направлений. Они могут взять на себя часть нагрузки учителей и вести со школьниками дополнительные занятия в области информационных технологий. Стоит обратиться к ИТ-компаниям и предложить им проводить профориентационные уроки на базе школ. Это помогло бы не только увлечь будущих выпускников ИТ-специальностями, но и устранить существующий пока разрыв между школьной программой и реальными требованиями к ИТ-специалистам.

Еще одно возможное решение – создание условий, которые позволят ИТ-компаниям, в том числе региональным, открывать вакансии стажеров или практикантов для школьников, показывающих высокие результаты по информатике, в том числе для победителей региональных олимпиад.

Мы убеждены, что эти и многие другие новации помогут сделать школу перспективным работодателем, а школьных учителей информатики – профессионалами, которые дадут детям качественное образование.

Кроме того, так мы сформируем непрерывную линию обучения, когда будущие ИТ-специалисты уже со школьной скамьи знакомятся с реальными задачами и учатся их решать на практике.

– Наверное, нужно что-то делать и с цифровыми навыками других учителей школ.

– Безусловно. Во время пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, когда все перешли на дистанционное обучение, «Единая Россия» организовала в регионах работу волонтеров. Активисты помогали учителям освоить ключевые цифровые технологии, необходимые для проведения уроков и работы с учениками онлайн. Сегодня школы вернулись к привычному формату работы, но такая помощь по-прежнему необходима. Поэтому в рамках партийного проекта мы предлагаем продолжить работу «цифровых» волонтеров и сделать ее более системной.

«Цифровая Россия» и ИТ-сообщество

– На портале «Госуслуги» запущен раздел, посвященный информации о различных мерах поддержки ИТ-отрасли. Но важно не только принять новые меры, но и убедиться, что они эффективно работают. «Цифровая Россия» видит здесь пространство для участия?

– Безусловно.

У партии «Единая Россия» есть возможности, которых нет у федеральных ведомств, — мы можем и должны отслеживать, как именно воплощаются в жизнь те решения, которые принимают в Москве и в центрах регионов.

Поэтому в рамках партийного проекта «Цифровая Россия» будет работать информационная система-портал «Единый информационный центр по мониторингу мер поддержки ИТ-отрасли». Этот ресурс создан для профессионалов ИТ-сферы: руководителей компаний, специалистов и тех, кто хочет получить профильное образование. Запуск портала сформирует действенную систему оперативной и содержательной обратной связи и поможет оценивать, насколько успешно реализуются государственные меры поддержки ИТ-отрасли в каждом регионе, как компании – получатели льгот воспринимают процесс получения и применения преференций. Исходя из получаемых данных, можно будет отрегулировать параметры мер поддержки и сделать их более адресными и доступными.

– Вы затронули очень важный аспект: у флагманов ИТ-рынка, работающих в Москве, есть способы доносить до Правительства информацию о своих нуждах и потребностях. А вот у региональных компаний таких опций намного меньше. Чем им может помочь реализация партпроекта «Цифровая Россия»?

– Активное вовлечение региональных вузов, ИТ-компаний и органов власти в мониторинг применения мер поддержки ИТ-отрасли, совместные обсуждения и выработка мер по развитию отраслевого образования и других начинаний - отличительная черта проекта «Цифровая Россия». Мы должны сделать так, чтобы региональные ИТ-компании получили голос, который услышат по всей стране. Ведь для развития индустрии важны все участники, в том числе и небольшие региональные компании, стартапы и фрилансеры. В наших городах живут талантливые люди, проекты и идеи которых должны быть представлены на федеральном и мировом уровне. Продвижение таких проектов «с земли» - также задача «Цифровой России».

Поэтому мы уже подготовили несколько инструментов. Это и «Единый информационный центр по мониторингу мер поддержки ИТ-отрасли», о котором я только что сказал. Это и запущенный в начале июня специальный телеграм-канал «Цифровой профсоюз», который объединяет профессионалов отрасли из разных регионов и предоставляет им площадку для обсуждения своих проблем и обмена опытом. И привлечение к работе в проекте региональных координаторов.

– Каким должен быть координатор проекта?

– Это гражданин РФ, который разбирается в принципах работы ключевых цифровых технологий и развития цифровой экономики в России, а также в основах государственной научно-технологической и инновационной политики. У наших координаторов должен быть за плечами опыт успешной реализации ИТ-проектов, управленческой и общественной работы. Они готовы брать на себя ответственность и инициировать полезные для отраслевого сообщества процессы, идеи и проекты. Учитывая, что «Цифровая Россия» - федеральный проект «Единой России», координаторы, конечно, не могут быть членами других политических партий.

– Чем они будут заниматься?

– Мы хотим, чтобы они не только решали задачи «Цифровой России» в своих регионах, но и стали настоящими ИТ-омбудсменами, то есть теми, к кому можно обратиться за помощью в решении любых насущных проблем. Такой человек должен быть в каждом регионе, и ресурсы партии помогут решить эту задачу. 85 региональных координаторов партпроекта скоро приступят к работе, так что осенью мы с вами сможем обсудить ситуацию в регионах еще более предметно.

– Еще одна ключевая задача сегодня – это импортозамещение в ИТ и достижение технологического суверенитета. Страна не может зависеть от иностранного оборудования и программного обеспечения. Что делается для достижения этой цели?

– Очень многое, и значительные меры поддержки ИТ-индустрии, которые приняты законодательной и исполнительной властью за последние полгода, - еще одно тому подтверждение.

По экспертным оценкам Минцифры и Минпромторга России, стоимость приобретаемых российских программно-аппаратных комплексов сегодня уже составляет примерно 200 млрд рублей в год. Поддержка ИТ-отрасли поможет кратно повысить эти цифры.

Так, например, в июле Президент подписал федеральный закон, который вносит изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. Подготовленные нами совместно с Правительством поправки вводят новые меры поддержки производителей и потребителей отечественных технологических и программных продуктов. Тем самым созданы дополнительные стимулы для использования российских решений в сфере программного обеспечения и радиоэлектронной продукции.

– В чем смысл этих изменений?

– Налогоплательщики смогут уменьшить расходы и оптимизировать налоговую базу. А это, в свою очередь, повышает налоговую привлекательность российской ИТ-продукции и приведет к росту закупок в государственном и в частном секторах.

– Что еще дает этот закон отрасли?

– Одно из самых важных решений – отменено требование к ИТ-компаниям о минимальной среднесписочной численности работников семь человек за предшествующий календарный год. В регионах работает множество ИТ-компаний, где среднесписочная численность работников не дотягивает до семи человек. Как правило, в ИТ-отрасли в стартапах и небольших компаниях многие устроены на полставки или работают как самозанятые, а такие сотрудники не входят в среднесписочную численность. Но главное в их работе не то, как они оформлены, а то, что уже сегодня они создают программное обеспечение и электронную продукцию самого высокого уровня. И государство, конечно же, должно помогать таким разработчикам. Отмена требования о минимальной среднесписочной численности работников семь человек позволит таким компаниям рассчитывать на получение государственной поддержки.

Кроме того, закон снижает с 90% до 70% порог дохода от ИТ-деятельности, при котором компания может получать льготы. Налог на прибыль ИТ-компаний до 31 декабря 2024 года будет составлять 0%.

Тарифы страховых взносов 7,6% распространены на тех, кто получает доходы, оказывая услуги по доработке, внедрению и поддержке любого российского ПО, по продаже онлайн-рекламы на своих платформах, размещению объявлений на классифайдах («Авито», «Авто.ру» и т. д.), предоставлению платного доступа к контенту, в том числе по подписке. В этот перечень входят теперь и те, кто разрабатывает и продает отечественные программно-аппаратные комплексы, оказывает образовательные услуги с использованием онлайн-платформ.

Кстати, расширен и перечень видов ИТ-деятельности, доходы от которой учитываются в ИТ-выручке и позволяют компании получать льготы.

Муниципалитеты в Сети

– Это последний пакет мер по поддержке отрасли или планируется что-то еще?

– В конце июля мы внесли в Госдуму законопроект, который под руководством первого зампреда Совета Федерации, председателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, Секретаря Генсовета «Единой России» Андрея Турчака разработала группа сенаторов и депутатов, в том числе Ирина Рукавишникова, Константин Долгов, Максим Топилин, Александр Хинштейн, я, Алексей Синицын и Денис Кравченко.

Наши поправки к двум федеральным законам предлагают разрешить муниципалитетам запускать проекты муниципально-частного партнерства и муниципальных концессий в сфере информационных технологий. Мы убеждены, что это позволит создать дополнительные стимулы для привлечения частных инвестиций в ИТ-проекты на муниципальном уровне, в том числе для ускоренного внедрения различных элементов «Умного города».

– Государственно-частные партнерства уже доказали свою эффективность, не так ли?

– Да, после принятия в 2018 году закона, который разрешил заключать соглашения о государственно-частном партнерстве и концессионные соглашения в отношении объектов ИТ на региональном и федеральном уровнях, сложилась очень позитивная практика. Однако на создание ИТ-проектов в рамках муниципально-частного партнерства был наложен запрет. Кроме того, норму, регулирующую концессионные соглашения муниципального уровня, сформулировали неопределенно.

Это значительно ограничило привлечение внебюджетных средств на ИТ-проекты, которые касаются жизни населения и формирования комфортной городской среды. При том, что именно органы местного управления первыми получают от жителей обратную связь по вопросам развития территорий.

Наш законопроект предлагает дать муниципалитетам возможность оперативно реагировать на такие запросы и запускать проекты цифровизации городской среды, привлекая частные инвестиции.

– Что может быть сделано в городах за счет таких соглашений?

– Например, общедоступные WiFi-сети, цифровые платформы и сервисы по оказанию муниципальных услуг, системы электронного голосования по вопросам местного благоустройства и многое другие.

– Как будет работать такое муниципально-частное партнерство и что еще будет скорректировано в сложившейся практике?

– Законопроект предлагает разрешить концессионерам использовать имеющиеся разработки при создании новых объектов ИТ. Сейчас это возможно только при переработке или модификации компьютерных программ и баз данных. Кроме того, будут расширены права концессионера на использование объектов соглашений. В случае принятия нашего законопроекта концессионер сможет использовать в рамках соглашения любой ИТ-объект, а также технические средства для его функционирования, в том числе компьютеры и серверы.

– Разве сегодня это не так?

– К сожалению, пока это возможно только в отношении информационных систем. Так что изменения, которые мы предлагаем, позволят использовать ранее разработанные решения, что значительно удешевит реализацию муниципальных проектов.

Кроме того, есть и еще одна существенная правовая коллизия, решить которую поможет наш законопроект. Мы предлагаем устранить из оборота требование к предпринимателю – участнику концессии ставить на баланс и амортизировать объекты интеллектуальной собственности, переданные в концессию от государства. Сделать это – с учетом положений федерального закона «О бухгалтерском учете» и Налогового кодекса – невозможно: права на объект интеллектуальной собственности сохраняются за государством. Наш законопроект предлагает устранить это противоречие в регулировании и отменить невыполнимое для бизнеса требование.

– Недавно в рамках проекта «Цифровая Россия» на площадке Высшей партийной школы «Единой России» прошло обучение глав муниципалитетов работе в соцсетях. В чем его цель и почему для проекта это важно?

– В июле Президент России подписал закон, который устанавливает новые принципы работы государства в интернете. С первого декабря у всех органов власти, включая МСУ, появится еще один инструмент для работы с гражданами – официальные соцсети. Госпаблики станут площадкой для размещения актуальной информации и оперативного общения с населением.

Это очень важная для нас инициатива. Социальные сети и мессенджеры стали привычным инструментом общения и получения информации для большинства людей. И наша задача как представителей государства и «Единой России» говорить с гражданами в удобном для них формате и на удобных для них площадках. Без сетевой публичности и сетевых коммуникаций обойтись уже не получится. Так что нам нужно эффективно работать и в этом пространстве тоже.

Эксперты АНО «Диалог» уже посчитали, что в России около 150 тысяч ведомств, министерств и служб разного уровня. При этом сейчас в Сети работает больше 72 тысяч госпабликов. Значит, половине госорганов только предстоит заняться созданием и ведением своих страниц – практически с нуля.

Мы прекрасно понимаем, что для тех, кто не использовал этот инструмент ранее, требование нового закона – это дополнительная нагрузка и определенные риски. «Цифровая Россия» создана, чтобы помогать. Нам важно помочь коллегам понять эту сферу, научить управлять официальными страницами и общаться с гражданами онлайн, правильно реагировать на комментарии граждан и решать проблемы, о которых они пишут, то есть сделать соцсети привычным и выгодным для повседневной работы инструментом.