Илья Муромец? Нет, мессия

Илья Муромец? Нет, мессия

Турбулентный мир, накаленные сводки новостей. Невозможно постоянно оставаться на пике, иногда надо уходить в противофазу – проанализировать, подумать, взглянуть на себя со стороны.

«Единая Россия» всегда советуется с людьми, опирается на их мнение. Ждут ли от партии новых социальных инициатив? А вообще – чего ждут?

Наш разговор – с одним из самых цитируемых политических консультантов: Алексеем Куртовым – социологом, психологом, физиком, вице-президентом Российской ассоциации политических консультантов. Час в противофазе.

Какую новую общественную функцию начинает выполнять «Единая Россия»? Сегодня у партии нет серьезных конкурентов, а настоящей победой, которой от «Единой России» ждет общество, должно стать улучшение качества жизни, считает Алексей Куртов.

Две философии

– Алексей Анатольевич, на ваш взгляд, что из себя представляет сейчас общество? В России и, может быть, в мире в целом?

– Говорить за весь мир сложно. Мы ведь живем в некоем информационном пузыре – не настолько владеем английским, испанским, китайским, чтобы читать все мировые новости. То, что мы читаем в Рунете, – это преломление через русский язык. Поэтому проще начать разговор с России.

В России, как и в тройке самых мощных стран, возобладало «мышление победы». Что это такое? Мне кажется, что последние 30 лет в среде большой политики боролись между собой две философские концепции мировосприятия. Первая – философия мирового соревнования, выигрыша. Вторая – философия победы.

Чем они отличаются? Соревнования – это правила, по которым ты играешь и можешь победить. Но это совсем не значит, что, выходя на следующие соревнования, снова их выиграешь. С философией выигрыша ты, занимая первое место, понимаешь, что это временно, что соперник остался жив, силен и тебе нужно усиленно тренироваться, развивать нужные качества, чтобы снова выиграть. Как у спортсменов: чтобы быть конкурентоспособным, надо поддерживать форму. А самое главное: в соревновании действуют правила, которые определяют набор действий и согласно которым твой соперник (не враг) всегда остается жив.

А есть и другая философская концепция: врага надо побеждать и уничтожать.

– То, о чем говорил Макиавелли.

– Макиавелли – типичный пример: ты добиваешься победы, после этого твоя задача – уничтожить, добить врага. Но если ты уничтожаешь врага, лишаешь его ресурсов, у тебя не остается стимула самосовершенствоваться. И ты успокаиваешься. Что происходит после победы? Тебе нужно активно наводить порядок внутри своего общества. Причем желательно так, чтобы соблюдать баланс активности: с одной стороны – чтобы настроение стабилизировалось, с другой стороны – чтобы в обществе сохранялось внутреннее дыхание, свобода. Иначе оно уснет.

В библейском каноне встречается любопытное сочетание двух высказываний Христа, которые соседствуют друг с другом, но диаметрально противоположны.

Первое: «Кто не с нами, тот против нас». И это философия победы: всех, кто не с нами, того мы должны уничтожить.

Но тремя главами выше читаем: «Кто не против нас – тот за нас». Это философия соревнования, выигрыша.

И это два совершенно разных мировосприятия.

Философия победы нацелена на поиск врагов. Философия выигрыша и соревнования – на поиск союзников.

Сейчас, к сожалению, наблюдаю в обществе курс на избыточный ура-патриотизм: «Кто не с нами – тот против нас». Это жесткий, опасный путь. Ведь настоящий патриотизм – это не лозунги, а любовь, уважение к Родине, желание сделать что-то хорошее для своей страны, действия во благо.

– Понятно, что излишний ура-патриотизм – вещь опасная. Проявление любой безграничности – признак ограниченности.

– Да, сам замыкаешь вокруг себя кольцо. Вот философия соревнования, выигрыша – это мировосприятие с открытым внешним контуром. Когда все время подпитываешься внешней информацией, технологиями, энергией – и при этом конкурируешь с внешним миром, стремишься стать лучше и лучше.

А философия победы, к сожалению, заставляет тебя замкнуться в кольце. Если мы нацелились на победу во всех смыслах – и за внешним контуром, и во внутреннем, – то для баланса необходимо помнить про важность достаточных степеней свободы. При их отсутствии общество становится патерналистским и теряет инициативу.

– Можно ли сказать, что такой зашоренной, зажавшей себя в кольце, стала Америка, в которой возобладала философия победы? И этой стране уже неважно, честно или нечестно победа достигнута: она не может терпеть поражений ни в чем, идет по трупам?

– Эта страна много лет назад пошла по пути философии победы. Поэтому США уже давно раздирают огромные внутренние противоречия. Мы это видим по взрывным социальным возмущениям, таким как BLM.

Россия в разные эпохи переживала обе парадигмы: шла по пути то философии победы, то философии соревнования, выигрыша.

Пора задуматься: а надо ли сейчас искать врагов, несогласных? Не лучше ли искать сходство и приобретать союзников?

До 1941 года Европа рассматривала Советский Союз как врага. Но когда по миру начал расползаться фашизм – те, кто считали нас врагами, поняли, что надо объединить силы и бороться с коричневой чумой вместе.

– Как тогда быть с таким противоречием? Можно долго спорить про европейскую политику, включая английское «Нет ни постоянных союзников, ни постоянных врагов – есть только постоянные интересы», – однако в нулевых Владимир Путин пытался предложить Западу дружбу, равноправное партнерство. Вспомним, например, Мюнхенскую речь Президента. Но ведь Запад не воспринял нас как равноправных партнеров! То есть мы пришли на соревнование договариваться и конкурировать, а Запад видел это как борьбу до уничтожения России. И наша страна оказалась не единственной в таком положении.

– Наверное, в политике третьего не дано: либо ты воюешь, либо ищешь друзей. Нельзя быть нейтральным, когда у тебя ограниченный ареал обитания, одна Земля, одни и те же ресурсы (тем более что сейчас скорость передвижения людей, технологий, информации крайне высока). Этому посвящены, кстати, многие антиутопии.

– Томмазо Кампанеллы, Шарля Фурье…

– Да, да. И Россия в середине нулевых поняла, что Запад не очень-то хочет с нами дружить, поскольку нацелен на победу, а не соревнование.

Может быть, это этап развития общества. Может, дефект устройства демократии…

– Или несовершенство природы человека?

– Дело в том, что человечество на протяжении тысячелетий жило разными парадигмами. И демократия, как ни странно, всегда в итоге приводила к мышлению «а теперь на этой вершине мы должны остаться одни, должны быть самыми сильными».

Мне кажется, причина в том, что философия победы требует меньше усилий, чем философия соревнования и выигрыша.

– Это интересно!

– Идти по пути мышления победы легче. И пропаганду строить проще, и контроль. Попробуй-ка убедить человека, что ему нужно дружить с хулиганами с соседнего двора!

– Это уже совсем другая палитра: не черно-белая, а многоцветовая гамма.

– Совершенно верно. В черно-белое видение мира утыкается каждая демократия. Что мы сейчас видим в Европе? Декларируемая многополярность, терпимость к разным расам, привычкам, вероисповеданию – вся эта конструкция неустойчива. Европа, так демонстративно призывавшая к толерантности, терпимости, сейчас не знает, что делать с мигрантами. Консервативное общество начинает сопротивляться нашествию мигрантов, появлению религиозных новообразований. В Европе набирают силу левацкие настроения, укрепляются националистические движения.

– Это, кстати, последствия того, что Запад вторгся в жизнь Ливии, Сирии, Ирака… Представим: я – человек, у которого разбомбили дом. Теперь я попал в ваш дом. И буду вести себя так, как хочу. Потому, что вы мне – должны.

– На самом деле причина противоречий – классическое несовпадение слов и действий. С одной стороны, демократическое общество говорит: «Все равны, все имеют право на особенности». С другой – «А почему бы нам не разбабахать Ливию, Афганистан, Ирак и так далее?»

– «Все животные равны, но некоторые – более равны…»

– И вот эта дихотомия показывает, что в обществе что-то неправильно, что-то не работает. Нет цельности.

То есть демократия еще не настолько институционализирована, чтобы стать единственно верным укладом жизни всего человечества. Поэтому, например, когда в эту псевдодемократию пытаются втянуть Афганистан, там отвечают: а зачем, вы же сами так не живете.

Мне кажется, это объясняет, почему во многих развитых странах множатся внутренние конфликты, ужесточается внутренняя политика.

Вспомните фантастический роман Ефремова «Час Быка», где земляне прилетели на другую планету – а там прекрасные люди посвящают время стихосложению, живописи, спортивным состязаниям. То есть наполняют жизнь новым творческим содержанием – высшей ценностью. Казалось бы, вот она, вершина развития цивилизации! Но выясняется, что там существуют и другие люди, которые живут за пределами условного прекрасного мира. Они выполняют всю рутинную работу. Их заранее отбирают по тестам ДНК и определяют их печальное будущее.

Вот и вся демократия. Псевдодемократия.

Физика и социум

– Алексей Анатольевич, вопрос еще как к физику: какой физический процесс можно сравнить с тем, что происходит сейчас в обществе?

– Хороший вопрос. Но, мне кажется, законы физики не работают в политике и обществе напрямую.

Физика отличается тем, что в основе ее процессов – четко заданные правила и параметры. Если они известны, всегда можно получить ответ на свой вопрос. В отличие от общества, где параметров бесконечное множество и правила не настолько очевидны. Если бы законы физики можно было применять в обществе – мы могли бы все моделировать и точно определять, что будет завтра, послезавтра.

Чем, кстати, интернет отличается от реальной жизни? Единственно точный ответ: тем, что у него конечное количество данных. Если люди не введут какие-то данные (тексты, картинки и т. д.) – они в Мировой паутине и не появятся.

Может быть, что-то в этом изменит искусственный интеллект, который сможет продуцировать новые смыслы и станет похожим на реальную жизнь, но пока до этого далеко.

Физики, математики оперируют идеальными моделями. Типа сферического коня в вакууме. Чтобы в физике получить точный ответ, приходится использовать такие понятия, как материальная точка – условный объект, обладающий точечными координатами и массой, но бесконечно малого размера. Жизнь в эту модель не укладывается. Наше общество – не идеальный конь в вакууме. Как бы скрупулезно мы ни описывали социум с точки зрения поведения человека, это описание никогда не будет полным и точным. Тем и интересна наша реальная социальная жизнь – это открытый набор данных.

Общественный мессия

– Чего общество ожидает от «Единой России»?

– Надо понимать, что напряжение в обществе сейчас многослойное. Напряжен внешний контур (войсковые действия, санкции). Напряжены внутренний политический и экономический контуры. В такие моменты – когда в обществе много острых углов и непонятны пути их обхода (или спиливания) – очень нужна сила, которая сумеет стабилизировать ситуацию. Успокоить, расслабить, дать веру в лучшее.

– Такой современный Илья Муромец?

– Нет, скорее мессия. Сейчас важная функция у ведущей партии – это стабилизация, некая общественная психотерапия. То есть партия должна внушать уверенность в том, что все будет хорошо, что страна сильна, стабильна, знает, каким курсом идти.

– Сохранить баланс.

– Да. Специальная военная операция обострила чувствительность общества: требования к справедливости, запрос на понимание, как я живу сейчас и чем отличаюсь от других, взрыв патриотических чувств. Но обостренное состояние не может длиться долго – неизбежно наступит спад. Как человек, который бежит марафон, – он не видит ничего вокруг, перед глазами – только финишная ленточка. Но, остановившись, он может посмотреть по сторонам, задуматься.

Такой момент остановки, осознания обязательно настанет. И «Единая Россия» должна вести с обществом диалог. Предложить человеку достойную роль в обществе.

Считаю, к этому и нужно готовиться сейчас партии: условно – стать общественным мессией. Замах может показаться чересчур грандиозным, но, если вдуматься, так и есть. И искать более нейтральные синонимы – значит частично утерять смысл. Партия – духовный лидер, если угодно.

Другие партии сейчас объективно не могут нести такие функции. Я как социолог не вижу, чтобы КПРФ, ЛДПР, иные политические силы составили бы реальную конкуренцию «Единой России». И общество это понимает. Вспомним, как КПРФ громче всех выступала против пенсионной реформы, но на решающем голосовании сдала позиции и поддержала ее. Многим людям уже неинтересно следить за внутренней политической борьбой, досматривать эту пьесу: финал кажется предсказуемым.

Поэтому «Единой России» уже нет смысла тратить силы на межпартийную борьбу, а нужно сосредоточиться на улучшении качества жизни людей. Этого ждет общество от партии большинства.

– Вернемся к началу беседы. То есть если в обществе стало доминировать «мышление победы», то пусть это будет стремление к победе не над врагами, а над проблемами, которые волнуют общество?

– Конечно. Улучшение качества жизни людей — это и будет самая настоящая победа. Это и победа над разгильдяйством, тупостью, негражданским поведением той категории, которой вообще все пофиг. Вовлечение людей в управление страной, помимо выборов, подкрепляется совместно разделенной деятельностью, начиная с субботников, сбора гуманитарной помощи, партийных проектов и так далее.

Да, в свое время предыдущие поколения посмеивались над той же брежневской эпохой, прекрасно понимали, в какой стране живут. Но – отдадим должное – люди не были брошены. Они постоянно чувствовали себя вовлеченными в социальную жизнь. Действовал моральный кодекс: человек человеку – друг, товарищ и брат.

«Единая Россия» должна усиливать эту работу, повести людей за собой, чтобы каждый ощущал поддержку и защищенность.