Разберем эти запросы с точки зрения механики психологических моделей.
С расшифровкой термина «патернализм» нет проблем: людям хочется всесторонней опеки государства, хочется, чтобы политический лидер взял на себя роль отца, который расскажет, как мы выживем в трудное время. Запрос на патернализм рождается из презумпции «власть должна дать». И по первому звучанию кажется детской позицией: мы дети малые, батюшка, помоги, накорми, научи, поделись. Но чем чаще условный ребенок задает вопрос, кто что мне должен, тем неизбежнее поиск ответа, а кем являюсь я сам. Начинает расти субъектность. Ребенок превращается в подростка, личность на пути к взрослому состоянию. И за негативными сигналами в сторону родителей — желание, чтобы признали его существование: «Я нуждаюсь в опеке, но опекайте меня так, как хочется мне, признавая меня и мои интересы».
И действительно, социальные психологи фиксируют рост субъектности граждан. С соответствующим запросом: «Дорогая власть, услышь нас и сделай не так, как ты хочешь и можешь, а так, как нужно нам».
Хорошо это или плохо для общества в целом? Власть предельно сакральная, та, что приходит свыше и лучше всех знает, или предельно сервисная, «Гражданин, чего изволите?» — ни одна из этих моделей не эффективна в полной мере. Для власти неизбежны непопулярные решения. Большие проекты также не в сервисной логике. Когда мир лихорадит, когда он слишком сложен, люди стараются сосредоточиться на том, что в поле их зрения. Но для власти всегда важен поиск баланса. С одной стороны, власть должна и быть, и восприниматься сервисом, с другой — космос должен осваиваться и Северный путь должен быть нашим. И это вновь разговор о доверии.
Критерий «доверие населения» в оценке российских губернаторов подтвердился как мощный драйвер развития, экономического в том числе. Модель управления «губернаторов новой волны» (в терминологии наших коллег из ЭИСИ), выстроенная на доверии и прямой коммуникации с населением, демонстрирует больший успех и результативность власти.