— В ингушских семьях воспитанию детей придают огромное значение. У нас есть свод правил Эздел. «Эздел» в переводе на русский — «благородство», «честь». Когда мы были маленькими, сидели с отцом за одним столом. Когда подросли, уже лет с 10, во время обеда не сидели, а стояли — обслуживали. Нас было два пацана и две девчонки.
Если приходит гость — его никогда не спросят с порога: зачем пришел? Сразу ведут за стол, угощают.
Мы на память знаем имена своих предков до седьмого колена. Я помню имена 15 своих предков по линии отца.
Уступаем место старшим в общественных местах, на улице, в транспорте. Даже если он не старик, а старше всего на год, ты должен уступить ему место.
Женщина никогда не перейдет дорогу мужчине. Она должна подождать, пока он пройдет. И никогда не противоречит мужчине. Уважает статус мужчины-защитника.
Свадьбы в Ингушетии интересные. Накануне жених с друзьями едет к невесте свататься. В присутствии старших молодым дают возможность поговорить. Свадьба идет три дня, в это время жених и невеста не видят друг друга. С тестем и тещей потом практически не видятся — разве что издалека, тесное общение не принято. Я тоже живу отдельно от матери — по нашим обычаям родители остаются с младшим в семье, а старшие должны покинуть гнездо.
Если в твоем населенном пункте кто-то строит дом, не пойти и не помочь ему считается большим неуважением. Помню, отец нас, маленьких, брал с собой помогать соседям.
Если проходят похороны — собирается весь населенный пункт. С детства помню суеверие: если даже в дальнем конце села кто-то умер — на этой стороне дома не включали несколько дней телевизор. Никаких шумных развлечений.
Дотронуться до женщины, оскорбить ее недопустимо. Ссоры — как и везде на Кавказе, но в Ингушетии особенно — переходили в смертоубийство чаще по двум причинам: споров из-за земли и женщин. Две святыни. Земля ценна, потому что у нас малоземелье. Магас, город на равнине, по преданиям, полгода сопротивлялся нашествию полководца Тимура (Тамерлана). В итоге город сравняли с землей, и только часть населения спаслась в горах. Честь женщины — святое. Потому что если мы не будем беречь честь чужой женщины, то кто будет беречь честь нашей сестры, дочери, жены? Оскорбление женщины каралось смертью.
Если женщина выходила замуж — разводов практически не было. Сейчас, в современном мире, они встречаются чаще. Публикации в СМИ, современные фильмы, на мой взгляд, ведут к разложению семьи. Издавна, пока мужчина занимался охотой, добычей, сельским хозяйством, женщина была ему опорой, хранила домашний очаг. Раньше женщины практически не работали. Только после 50-х годов XX века ситуация стала меняться, но долгое время женщинам разрешалось работать только учителями или врачами.
Нас всегда воспитывали в толерантности. И воспитывали на тех же патриотических советских фильмах типа «Офицеры». К сожалению, сейчас этого не хватает. Мне кажется, «Единая Россия» должна сконцентрировать усилия на пропаганде рабочих профессий, ценности труда простого человека — учителя, врача… И не сериалом «Интерны». Если в школе я был на уроках грустным, пассивным, мой учитель вечером приходил к нам домой и спрашивал у отца — директора этой же школы: «Туган Хусейнович, почему Мустафа сегодня без настроения был? Что-то случилось?» Нашим учителям действительно было дело до учеников. Вы можете представить это себе в современном мире?
У нас не увлекаются алкоголем. Пьянство неприемлемо. Курение тоже не приветствуется.
Вот так нас воспитывали. И своих детей воспитал так же.
Когда я однажды спросил у декана института (корейца по национальности) мнение о моем сыне, он ответил: «Ну до чего воспитанный ребенок!» Для меня как родителя это была лучшая похвала. Потому что только воспитанный человек может уважать права другого, сдержит свою агрессию. Когда какие-то выходцы с Кавказа ведут себя необузданно — это не оттого, что таковы национальные обычаи. Наоборот — им не хватило воспитания. Родители не уследили. А пятно ложится на всех. У нас так принято: если кто-то совершил проступок — отвечает вся родня.