Праймериз - это краш-тест для партийной структуры

Праймериз - это краш-тест для партийной структуры

Формат живого общения — это та драгоценность, которую начинаешь ценить в наше время особенно. Активные, сильные, целеустремленные слушатели ВПШ дают отличный заряд и желание поделиться с ними знаниями и опытом. Вижу отличный кадровый резерв, хороший отбор наиболее перспективных политиков», — считает Президент российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Алексей Куртов. В интервью «Парте» — попытка анализа политических событий и процессов в «Единой России» и сторонний взгляд на партийный проект «Федеральный ПолитСтартап».

Алексей Анатольевич, первое полугодие оказалось насыщенным на политические события и процессы. Каково ваше участие в них?

Уже много лет я занимаюсь идеологическим обеспечением, общим консультированием кампаний, персональным сопровождением кандидатов всех уровней власти. Это позволяет видеть все многообразие политической жизни страны. Может быть возраст, может быть, накопленный опыт, делают для меня очень интересным осмысление больших социальных процессов.

Хотя, и погружение в технологические аспекты кампаний часто вызывает большой интерес, и даже восторг — особенно с учетом все новых возможностей, которые открывает нам дивный мир цифровизации. Прогресс не стоит на месте, и он, как всегда, определяет новые формы социального взаимодействия.

Сейчас я активно занимаюсь обучением, сопровождением, наблюдением в нескольких очень разных регионах страны. Вместе с командами политтехнологов и партийными организациями мы планируем работу в избирательном цикле.

Вы участвовали в работе ВПШ, что было интересно?

Третий год мы сотрудничаем с Высшей партийной школой. Я регулярно читаю циклы лекций и записываю видео для онлайн обучения. Но формат живого общения в школе — это та драгоценность, которую начинаешь ценить в наше время особенно. Активные, сильные, целеустремленные слушатели ВПШ дают отличный заряд и желание поделиться с ними знаниями и опытом. Я вижу в них отличный кадровый резерв, хороший отбор наиболее перспективных политиков.

А есть в ВПШ и другая категория слушателей — опытные во всех смыслах секретари региональных организаций. Вот с ними работать еще интереснее и ответственнее. Их не надо учить, с ними надо вместе рассуждать, конструировать, думать. Они нуждаются не в технологических приемах, а в понимании системы взаимодействия власть-общество, человек-государство.

Кроме того, в нескольких регионах я участвую в местных обучающих программах. Так что, взаимодействие с ВПШ по всему спектру дает отличный срез для понимания процессов и знакомит с огромным количеством ярких и интересных людей.

«Федеральный ПолитСтартап» и те 200 спартанцев, которых готовила ВПШ, что вы можете сказать, что увидели, что это вообще такое?

«ПолитСтартап» — это очень важный проект для партийного строительства. Как-то на встрече с Д.Медведевым мы обсуждали этот проект и я посетовал, что если бы мне, молодому депутату 1989 года призыва, было с кем посоветоваться, поделиться, поучиться, то добиться можно было бы гораздо большего. Дмитрий Анатольевич поддержал это и подчеркнул важность «ПолитСтартапа», как системы развития кадров партии.

Что важно в этом проекте? Что должен делать наставник? Его задача — создать условия для человека, который хочет заняться политической деятельностью. Условия для того, чтобы он понимал, куда развиваться, мог определить свои силы, чтобы он мог сопоставлять свои внутренние цели с тем, что происходит вокруг, быть адекватным. Для того, чтобы он не боялся ставить себе большие цели, потому что иногда это тоже ограничивающий фактор. Ну и моральная, эмоциональная поддержка. Вот такая нужна работа, не обучение, а скорее сопровождение своих «питомцев». В нашей профессии очень трудно человека чему-то научить. Ему можно показать и направить, но дальше он должен справляться сам.

Вот такой работой я занимаюсь третий год. Я помогаю им поверить в себя и стараюсь показать им те направления, которые с моей точки зрения дадут им наиболее короткий и понятный эффект. Хороший проект, очень хорошо, что он реализуется. И сейчас команда ведущая его, подбирающая наставников и наставляемых, хорошо с этим справляется. Результат этого года уже хороший. Много наших коллег, участвовавших в стартапе, и первые места занимали на ПГ, и вторые, они и в списках на хороших местах, и так далее. Мы видим эффект и результат.

Физики или лирики — кто нужнее российской политике?

О, это старый спор! В котором нет точного ответа. Но есть разные мнения. Я, как физик по первому образованию, считаю, что сначала нужно быть физиком, а потом становиться лириком. Физика в общем смысле организует систему мышления, дисциплинирует ее, позволяет точно определять свое место в пространстве, видеть логику процессов, определять свои цели, разделять их на части и так далее. Но без лирического, без понимания гуманитарных основ устройства государства, взаимоотношений людей, этой вот связи государство-общество, человек и чиновник, обойтись тоже невозможно.

И в то же время, у нас есть очень успешные и уважаемые политики — историки, юристы, биологи и так далее. Думаю, что их мнение про физиков-лириков другое. И оно тоже правильное. Потому что нужно разумное сочетание.

Надо сказать, что наша деятельность — одна из самых сложных. Нам нужно знать математику и логику, юриспруденцию и психологию, социологию и самые современные достижения науки об управлении. Вообще, мне кажется, что учиться надо постоянно и всю жизнь, поэтому любой физик должен потихонечку становиться лириком. Любой лирик должен стремиться к тому, чтобы понимать что-то в физике.

Так что, политике нужны и те и другие, при условии, что они продолжают свое обучение и получают новые, самые разнообразные знания.

Вы сказали об опыте работы в разных регионах. У нас с вами страна большая. Что-то похожее можно говорить о регионах, о коренных отличиях кампаний в субъектах?

Да, сравнить есть что. За годы работы я побывал практически во всех регионах России. И конечно, вижу очень большую разницу. Субъекты разные, уклад разный, разные системы взаимоотношений между руководителями субъектов, чиновниками и жителями. Особенно это заметно в национальных республиках. Сейчас я по роду деятельности с интересом наблюдаю за такой республикой как Тыва. Это вообще отдельный регион. У него есть все в ресурсах, но он не развит — дороги, энергетика, человеческий потенциал, бизнес, жилье и так далее. Это одна из самых сложных республик у нас в стране, поэтому и политический процесс там очень специфический. Туда нельзя приехать из Москвы со своей линейкой, приложить ее и сказать: «Делайте так». Это невозможно.

Если брать не национальные республики, а такие территории, как Калининград, тот же Крым, то в них специфика очень отличается от центральных районов страны. Вообще, надо сказать, что регионы, расположенные по берегам морей и океанов, тоже имеют свою принципиальную специфику. Дальний Восток — там ведь люди живут в несколько иных условиях, нежели в центре страны. Для примера, можно точно сказать, что там гораздо больше экономически независимых людей, потому что Приморский край — это граница с Кореей, Китаем и Японией. Хабаровский край — тоже граница. Жители этих территорий умеют работать с заграницей практически без помощи власти. Для хабаровчан и приморцев отношение к власти примерно такое: «Вы нас главное не трогайте, мы сами со всем справимся. Вы нам, главное, не мешайте». Поэтому любое центральное регулирование вызывает очень большой резонанс. Это принципиально контрастирует с центральными черноземными регионами, в которых от чиновников и госслужащих зависит очень многое в жизни людей. И они там наоборот смотрят на чиновника, как на источник помощи, взаимодействия и так далее.

Поэтому и избирательные кампании в таких разных по укладу регионах должны обязательно учитывать эту специфику. И здесь требуется особое политическое искусство — сохраняя общую федеральную канву, сделать кампании действительно региональными.

С точки зрения опыта политического консультирования и знания региональной специфики — выборы в Госдуму — что ждет партию, как выдумаете?

Надо сказать, что партия себе покоя не дает, особенно на таких больших выборах. Я сейчас имею в виду, например, предварительное голосование. Как было бы спокойно и тихо, если бы закрыто, по-партийному выставлять кандидатов и формировать списки, ну и внутрипартийно решать эти все задачи. Но посмотрите, что происходит, например, с теми же праймериз. Партия открыла окно возможностей. Во-первых, можно участвовать практически каждому человеку, кроме ограничений по возрасту и принадлежности к другой партии. И второе — открытая модель голосования — то есть голосуют все. Это с одной стороны, высокая демократизация процесса, с другой — это огромная головная боль для партийных функционеров в регионах. И это хорошая жесткая проверка партийной структуры. Каждый справляется, как может, из этого можно делать выводы перед предстоящими выборами.

Такая вот встряска партийной структуры по всей стране, это конечно, краш-тест, проверка на устойчивость, на состоятельность и прочее. Сейчас как раз делаются выводы. Понятно, что не везде праймериз прошли гладко и по нотам, есть замечания, есть на что обратить внимание, что исправлять, где-то добавлять. Но самое главное — партия проходит этот сложный путь выборов, вернее подготовки к выборам, вот таким сложным, жестким путем.

Поэтому мне кажется, что подготовленность партийной структуры к сентябрьским выборам в Государственную Думу наверняка повысится. Есть надежда, что структура сделает выводы там, где нужно сделать выводы, усилит там, где нужно было усилить. Отберут наиболее перспективных и интересных кандидатов. В этом тоже открытость помогает. Не секрет, что партию «Единая Россия» называют партией чиновников. Это тоже правда, чего уж тут скрывать. Действительно, чиновники сейчас, как правило, члены этой партии. Но правящей партию называют не за это, а за то, что она имеет большинство. Связь с чиновничьим аппаратом нужна, надо только разумно ею пользоваться. Она ведь не только для того, чтобы своих людей где-то ставить, но и для того, чтобы нести ответственность.

Не зря последнее заседание Экспертного совета парти, членом которого я являюсь, было посвящено теме — от партии власти к партии народного большинства.

В связи с этим я вспоминаю принцип демократического централизма, который ввел еще Ленин в 1917 году. Основа его — выборность снизу до верху и отчетность сверху до низу. Каждый член партии или сочувствующий может быть выбран с самого простого поста на самый высокий, если он заслуживает этого и доказывает свою состоятельность. Но и ответственность, отчетность руководителей партийных и государственных структур перед своими партийными организациями, это конечно, тоже очень важная вещь. Очень бы хотелось, чтобы этого было больше.

Мы проводим большое количество исследований. И сегодня одним из очень важных запросов избирателей является — понимание логики и обоснованности принимаемых решений. Именно в этом видится прозрачность действий власти, справедливость. Нужно двигаться в этом направлении. К тому же современные информационные технологии делают наш мир стеклянным — все видят все. Придется соответствовать.

Таким образом, возвращаясь к началу вопроса по поводу выборов в Государственную Думу, я думаю, что партия такой стрессовой проверкой себя оживляет, готовит к выборам. Мне кажется, что результат будет вполне приличный, запланированный.

Беседу вел Алексей Обласов