Компьютерные игры и политика

Компьютерные игры и политика

А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира? Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.

Действительно, мы же всю жизнь играем, и Хейзинги об этом писал в «Хомолюденс», и Эрик Берн в «Игры, в которые играют люди». Мы рождаемся с игрой, а многие и помирают, играя в злого раздатчика наследства, а еще и Олимпийские игры. В общем, мы неотъемлемая часть игры, или игра — неотъемлемая часть нас, уже не суть как важно. Гораздо важнее, что через игру происходит обучение, и не только в детский период, есть большое количество тренингов, где неотъемлемой частью является игровой процесс, что называется, программирование в игровой форме.

Вот и поговорим о таком важном стыке — компьютерная игра и политика. Даже по итогам выборов чаще всего говорят — выиграл или проиграл, а не ка­­­кой-то еще вариацией, хотя их предостаточно.

Сейчас в Телеграм-каналах, говорящих о политике, часто можно услышать шахматные термины — от цугцванга, когда любой ход противника ухудшает его положение, до гамбита, когда жертвуют пешечный материал в начале игры для доминирования на поле. Шахматы — древнейшая игра, и принципы шахмат вплелись в нашу витиеватую жизнь и ускоряются с ней: от суперблица, где партия длится минуту, до блица классического — три минуты.

Шахматы древние как наша жизнь, и, конечно, не могли со временем не появиться и другие настольные игры, если так можно сказать, узкопрофильные. Мы поговорим о политических.

Не могу со 100% уверенностью гарантировать, что это была первая настольная игра, посвященная избирательной кампании, но в 1983 году в США вышла настольная игра «Президентские выборы».

Игра использует карточные действия для реализации вашей стратегии. Ваша цель - набрать как можно больше избирателей за вашу партию в достаточном количестве штатов, чтобы получить большинство голосов выборщиков. Если у вас больше всего избирателей в штате, вам присуждаются голоса выборщиков этого штата (победные очки). В конце игры игрок с наибольшим количеством голосов выборщиков побеждает и объявляется президентом!

Компания, выпустившая эту игру Game Designers 'Workshop (GDW), была очень влиятельным издателем игр с 1973 по 1996 год. Специализировалась на коробочных стратегических играх и военных играх с миниатюрами, а также на ролевых играх. В среднем GDW производила новый продукт каждые 22 дня в течение 20 лет. Окончательное расформирование компании было связано как с финансовыми проблемами, так и с выгоранием сотрудников.

После 1996 года другие издатели игр взяли на себя публикацию некоторых наиболее популярных игр, многие из которых до сих пор популярны среди фанатов. Эстафетную палочку перехватила компания «Серый лис», которая не только выпускает до сих пор прообраз игры, но довольно часто, как любят американцы, докручивает «приквелы и сиквелы», то есть к базовой комплектации выпускает дополнительные карточки, так, например, новый «мод» (сокр. от «модификация», моддинг игр — дополнение к компьютерной игре, написанное, как правило, сторонними разработчиками), на который сейчас собирают деньги на «кикстартере» (Kickstarter — сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов по схеме краудфандинга, то есть добровольных пожертвований), вводит в политическую баталию «зеленых».

Попытка купить российский образец настольной игры натолкнулась на дефицитность товара и отсутствие у поставщиков.

Вот мы и незаметно подошли к компьютерам, гаджетам, телефонам. Глупо было бы думать, что подобное мероприятие не геймофицирует хайтек.

Мы не будем сегодня говорить про аркады и стратегии, где вы уже у руля государственной власти, их предостаточно. Чудесно время стратегий СССР или Россия против США перекочевали и в игры, даже Егора Кузьмича Лигачева включили в них.

Игра появилась в 2017 году, разработчики, кстати, с постсоветского пространства.

Мы поговорим про игры, где принципиально ключевым событием является избирательная кампания. И да! Мы ни в коем случае не претендуем на всеобъемлющий обзор, так как будет слишком много страниц и все равно что-то будет упущено, в общем, все субъективно и тенденциозно.

Считается, что первая компьютерная игра про политику, — это Dictator, появившаяся в 1982 году, заложив правила и логику жанра — острую политическую борьбу, постоянную угрозу свержения и необходимость плести интриги против конкурентов.

Или как в 2003 году появилась аркада «Битвы патриотов», где у каждого из героев есть свои суперспособности: мочить в сортире, прихлопнуть увесистым мешком с фунтами и долларами.

Самым популярным персонажем стал «Сын неба», умеющий мочить в сортире, 28% игроков сделали его своим героем, и 24 решили с ним сразиться.

Самый, пожалуй, любопытный феномен — так это серия игр — «Политическая машина» (The Polit Machine) от компании Stardock. С 2004 года вышло шесть вариаций игры.

Каждая игра начинается с выбора заранее созданного кандидата или создания вымышленного кандидата от одной из двух основных американских политических партий, Республиканской партии и Демократической партии.

Возможны штаб-квартира и сбор средств, эффективность которых зависит от различных факторов.

Когда накопится достаточно денег, игрок может «инвестировать» их в рекламу (через газеты, радио или телевидение). Эффективность этой рекламы определяется несколькими факторами. Например, реклама, поддерживающая снижение налогов, будет лучше работать с республиканским Техасом, чем с демократическим Массачусетсом.

Ключевыми факторами в игре являются понятия «выносливость» и «повороты». В каждый ход, представляющий одну неделю, кандидат имеет установленное количество выносливости, чтобы участвовать в деятельности. Например, создание или обновление штаб-квартиры кампании требует больше выносливости, чем создание газетной рекламы.

«Политическая машина 2008»

Появились новые кандидаты, Барак Обама и Джон Маккейн. Игра сосредоточена текущих проблемах 2008 года в США и постоянной потребности в деньгах. Самое любопытное, что добавили еще и про выборы в альтернативном Европейском Союзе. Некоторые игроки жаловались, что много внимания уделено реальным конфликтам и непредсказуемым событиям, от которых страдают кампании, и баллотироваться на посты становится утомительно.

Третья игра «Политическая машина Экспресс 2008» шла вдогонку, с новыми фигурами и заданиями.

«Политическая машина 2012»

Игра включает в себя последние политические темы важные для Соединенных Штатов: Афганистан, экономика, здравоохранение Обамы, неравенство доходов, однополые браки и государственный долг, уже включены в базу данных игры. При обсуждении более мелких вопросов кандидату требуется некоторая гибкость, чтобы привлечь как можно более широкую аудиторию, но не стоит пытаться угодить всем.

Герой достигает цели, путешествуя из штата в штат и участвуя в различных мероприятиях, чтобы собрать деньги или увеличить количество опросов.

«Политическая машина 2016»

«Отчасти комедия, отчасти драма, отчасти цирк и отчасти торжественный ритуал, американская политика года выборов собирает широкий спектр прилагательных, и даже мир в целом находит этот процесс увлекательным, забавным и неразборчивым. Неважно, презираете ли вы менее благородные аспекты или проявляете большой интерес к его махинациям, вы, вероятно, найдете что-то, что вас зацепит, играя в «Политическую машину 2016». …Часто специальные всплывающие окна указывают на уникальную возможность, например, появление в популярной новостной программе «60 секунд», получение взятки, получение помощи от популярного профсоюза или знаменитости или появление захватывающей заголовки истории, влияющей на опросы. Часть стратегии игры — обладать достаточной выносливостью, чтобы воспользоваться особыми обстоятельствами».

«Мне нравится «Политическая машина 2016» такой, какая она есть. Возможность привести кого-то вроде Элизабет Уоррен или Эла Франкена в Белый дом — это просто потрясающе, не говоря уже о возможности создания персонажа. Более того, приятно ходить в новостные программы и отвечать на вопросы, которые почти буквально вырываются из заголовков, и путешествовать из штата в штат, выступая с речами, размещая рекламу и проводя сбор средств, а также выбирать кандидата и много делать из тех других вещей, которые делают кампании такими забавными. В этом отношении игра потрясающая».

Вот такие рецензии получила игра у потребителей.

«Политическая машина 2020»

Игра была выпущена 3 марта 2020 года.

Присвоив ей 65 баллов, New Game Network охарактеризовала игру как «довольно мелкую, и, кажется, есть несколько шагов назад по сравнению с версией 2016 года — не считая улучшенной графики».

«Эта игра берет политику и представляет ее игрокам весело и интересно», — сказал генеральный директор Stardock Брэд Уорделл. «Мы используем текущие данные для моделирования США и избирателей в игре. Игра подражает некоторым неожиданным вещам, с которыми может столкнуться кандидат — стихийным бедствиям, национальным трагедиям, экономическим кризисам, — и погружает игрока прямо в безумие. Игра в значительной степени полагается на моделирование энтузиазма избирателей, явки меньшинства и того, какие политические вопросы являются наиболее важными в данном штате», «Иногда результаты удивляют нас, например, в выпуске 2016 года, когда в игре планировалось, что Дональд Трамп победит Хиллари Клинтон в Висконсине. Мы предположили, что у нас есть ошибка, и исправили ее, но оказалось, что основная модель работает. Явка — ключ к успеху».

В заключении хотелось бы сказать.

Так сложился мир, что игры стали неотъемлемой его частью и через игры также происходит и формирование современной повестки, и чем игра талантливее, тем незаметнее, но сильнее и серьезнее она формирует наше мироощущение. Стоит посмотреть на игры «кровавые бани» и озабоченность власти по данному вопросу, и это серьезная проблема. Кому-то «зайдут» игры с примитивными задачами: бей, стреляй, беги, безусловно, нельзя говорить, что «все беды и чаяния» только от них, но иногда они могут являться той соломинкой, переломившей верблюда. А кому-то нравятся игры, где требуется подобрать политические заявления для целевых групп избирателей, где указаны человеческие страты — от «молодой мамочки, слушающей кантри, живущей с мужем байкером и имеющей доход на семью сколько-то там тысяч долларов». И такие игры так же есть. Мир меняется быстро, новостные ленты с невообразимой скоростью вываливают на нас огромный информационный поток, и мы, устав от подобного буйства стихии, ищем тихую гавань и находим ее в компьютерной игре, где нам незаметно поправляют нашу повестку. А может и не поправляют. А дают возможность оценить, что политика не самое простое дело, и синекура — это не про власть. В общем, каждый волен сам выбирать. Но необходимо понимать, что влияние компьютерной игры на жизнь общества крайне трудно переоценить. Надо понимать, что с подросткового периода коррекция восприятия мира происходит незаметно и продолжается каждый день.