Государство как институт на протяжении всего своего существования всегда (и везде) пыталось воспитать лояльное, идеологически устойчивое и деятельное поколение. Ну вот просто нет в истории таких государств, которые сознательно говорили бы устами своих монархов, элит и чиновников о том, что, возможно, мы и наше государство — это ошибка истории. А если и говорили, то аккуратно в моменты собственной агонии. Желание воспитать лояльное и патриотичное поколение — это одно, но эффективно формировать его — совсем другое. Есть ли исторические закономерности, говорящий опыт в этой проблеме? Самые яркие и успешные в этом смысле общегосударственные системы «государство — дети» создавались в иерархичных, сильных моногосударствах без идеологических и общественных альтернатив. Спартанское воспитание, римская доблесть, «Германию объединил учитель истории», комсомольцы, китайские хунвейбины. Попробовал бы юный гражданин Спарты отказаться от «живой охоты» на несчастного илота! Жестко и без рефлексий. Даже, допустим, в антично-демократичном Херсонесе (в нынешнем Крыму), принося клятву верности полису, юные поколения колонистов за тысячи лет до юных пионеров-ленинцев клялись (!) публично в верности Херсонесу: «...Ни варвару, ни эллину!», ставя преданность родному полису превыше всего. В этом смысле сама попытка государства, например, пойти сегодня навстречу ностальгии отдельных патриотов и пытаться сконструировать аналог системы «октябренок — пионер — комсомолец», создать подобную государственную систему патриотического воспитания в демократическом, цифровом, тем более, обществе — выглядит, как минимум, сомнительно.