Патриотизм, «Зарница», Родина

Патриотизм, «Зарница», Родина

— Александр Эдуардович, ваше интервью в прошлом номере вызвало много отзывов наших читателей, поэтому хотелось бы еще раз поговорить с вами, но немного на другую тему.

Я хотел бы поднять тему патриотизма. Он важен не только для жизни и будущего страны, но в том числе и для власти, государства. Патриотические чувства граждан — это важнейшая политическая категория. Поэтому предлагаю сегодня поговорить о наших людях, о наших избирателях с этой точки зрения. И о патриотическом воспитании будущих поколений.

Эта тема не новая, можно сказать, много раз проговоренная, описанная, но всегда актуальная. Тем более, интересен взгляд практического политического эксперта. Как вы считаете, важна ли эта тема для политических процессов в России сегодня? Если да, то почему?

— Что бы кто ни говорил, патриот — это человек, который любит свою родину и готов ради нее идти на жертвы, но при этом патриот — это еще и тот, кто гордится своей страной, ее историей, культурой, языком как важнейшими связующими элементами социума. Нет нужды говорить, что патриотизм бывает разным. Одни считают себя патриотами, выучив текст гимна, другие — любя свою малую родину, третьи — поступая на службу в вооруженные силы, четвертые — помогая больным в хосписах, пятые — развозя продуктовые наборы нуждающимся в помощи в период пандемии. Притом что понятие патриотизма в значительной степени формализовано, каждый сам для себя решает, какой патриотизм ему ближе. Не думаю, что унификация возможна и уместна. Нужны и востребованы любые формы и виды. Но, по крайней мере для меня, приоритетом является патриотизм пассионарный и интеллектуальный. Ничего не делая для Родины, не зная языка, истории, культуры, географии, быть сейчас патриотом не получится, ну разве что квасным. Кто-то скажет, что многие герои прошлых лет читать-писать не умели, но Родину любили и жертвовали собой ради нее. Поспорить сложно, но времена, когда угроза исходила от таких же малограмотных, вооруженных вилами и топорами ворогов, канули в Лету. Угрозы стали «умными», технологичными, сложными, поэтому и ответ должен соответствовать. Да и надо честно признать, что гордость за страну, о которой ты мало что знаешь, а языком этой страны и вовсе пользоваться не можешь, выглядит по меньшей мере странно.

Никоим образом не умаляя заслуг тех, кто в разные периоды истории России защищал ее суверенитет, надо говорить о патриотизме через знания. Гордиться свершениями наших предков честнее, когда ты об этих победах знаешь, а не слышал краем уха. Патриотизм интеллектуальный гораздо качественнее патриотизма квасного.

Тем более, не надо забывать, что всеобщий тренд на глобализацию, в первую очередь коммуникационную, не может обойти стороной никого. Но вот противопоставлять современному информационному обществу (при необходимости) можно только не менее интеллектуальную силу. При этом мы часть мировой цивилизации, и только «умный патриотизм» не будет строить стену, а создаст разумные инструменты интеграции.

— Александр Эдуардович, когда вы говорите о своем понимании патриотизма, у меня невольно возникает вопрос: почему у нас в стране патриотизм существует на уровне штампов, восприятия слова, традиций? Почему это всегда что-то связанное с военным делом, «Зарницей»? Почему патриотизм в нашей стране гораздо уже, чем вы размышляете сейчас,

и связан в головах миллионов людей именно с чем-то военным?

— Та составляющая патриотизма, которая проходит через военную тематику, весьма востребована и достойна, лишний пример тому — уровень доверия к Российской армии как институту. Сосредоточение на военно-историческом или, например, религиозно-историческом аспекте патриотизма — это нормально и объяснимо. Но речь, скорее, должна идти о том, почему так мало используются другие «платформы», в первую очередь образовательный сегмент. Патриотизм должен формироваться в разных пластах. Образование и есть основа разумного, осознанного патриотизма. Ведь в основе патриотизма должно лежать не только умение разобрать и собрать автомат Калашникова. Это неплохо, но не главное. Главное, как мне кажется, что у нас сложилась катастрофическая проблема с обучением русскому языку. Не так давно мне в интернете попалась переписка одного из российских губернаторов с девочкой лет 12-14, которая просила открыть в регионе секцию по плаванию. Причем написала свое обращение она с таким невообразимым количеством ошибок, что стало грустно. Губернатор, конечно, секцию по плаванию открыть пообещал, но, может быть, ему стоило ответить: «Дружок, давай мы сначала откроем для тебя и твоих одноклассников секцию по русскому языку. А когда ты напишешь мне это обращение по-русски грамотно, мы откроем для тебя не только секцию плавания, а целый дворец спорта». Я убежден, что русский язык нужно учить в школе с 1-го класса по 11-й. Равно как и русскую литературу, историю. Человека делают патриотом многие факторы, и один из основных — это его знание родного языка.

Я вспоминаю, что, когда мне довелось работать в Центральном Комитете комсомола, один из моих

коллег написал в ЦК КПСС служебную записку и вечером получил обратно конверт со Старой площади, в котором лежала его же записка. Красным карандашом были исправлены ошибки, а внизу стояла двойка — и больше никаких комментариев. Это мне запомнилось на всю жизнь. Мы не должны забывать многообразие и возможности языка.

— Продолжая тему родного языка, хочется задать вопрос: обучение языку в Советском Союзе было более качественным, чем сейчас?

— Я считаю,  что да.

— Тогда второй вопрос: самое главное, Александр Эдуардович, если раньше лучше писали на русском языке, лучше знали и был такой миф, что советское образование было более качественным, то куда делся советский патриотизм, когда образованные советские граждане даже не вышли на улицу, чтобы защитить свой Советский Союз, который разваливался?

— Патриотизм — это не только выходить на улицу и митинговать «за все хорошее против всего плохого». Любить Родину, а именно в этом основа патриотизма, можно и должно пассионарно. Настоящий патриотизм еще и в том, чтобы стремиться сделать жизнь Родины и ее граждан лучше. Желать изменений к лучшему и прилагать для этого усилия — это тоже патриотично. Если Родина страдает, если несчастливы граждане, то патриот не может остаться в стороне. Патриотизм — это не безоговорочная поддержка всего и вся, это служение Родине, возможно, путем привнесения изменений в ее жизнь. Поэтому, когда начал распадаться СССР, для многих патриотизм стал синонимом изменения Отечества в лучшую сторону.

— Патриотизм в форме догмы опасен. Правильно я понимаю?

— Догмы уязвимы. Всегда есть желающие усомниться, «поковырять их ноготком», задавая неудобные вопросы. Осознанное же приятие или неприятие чего-либо в определенной степени страхует от попыток разрушить эту самую систему взглядов. Патриотизм разумный предполагает, что, во-первых, ты можешь самому себе ответить на вопрос, что есть для тебя лично патриотизм, почему ты любишь свою Родину и что ты готов для нее сделать, а во-вторых, человек имеет право, любя свою Родину, в чем-то сомневаться, чему-то удивляться, предлагать, как сделать лучше. Это разумный и деятельный патриотизм. И он устойчивее под натиском сомневающихся.

— Александр Эдуардович, напрашивается вопрос. Знания бывают разными, и ими делятся с аудиторией самые разные люди, в том числе и политики. Сегодня по инфопространству проходит мощная волна фактов, настроений, аргументов антипатриотического характера. Можно ли что-то противопоставить этой глобальности интернета, оппозиции, иностранным агентам, сектам, «синим китам» и прочему? Это ведь разрушает патриотизм.

— А вы уверены, что, например, глобальному интернету надо что-то противопоставлять? Я в этом вообще не уверен. Это же оболочка. Ее надо наполнять содержанием, которое нам близко и понятно. А противостоять не получится — это как злиться на трубу, из которой льются нечистоты. Не в трубе же дело. Дело в том, что мы сами порой не верим в то, что стараемся «разгонять» в сети. Главный вопрос в том, чем мы собираемся оболочку наполнить. И содержимое очень часто оказывается без души, никакой эмоции. Поэтому оно никому и не нужно. Теперь про разрушение патриотизма. Его разрушить нельзя. Человека можно подтолкнуть к сомнениям. Но убежденных и знающих склонить к пересмотру своей позиции очень сложно. Помочь же противостоять внешним воздействиям должно и воспитание, эмоциональная составляющая. Неокрепшим душам нужна убежденность, знания и частичка души наставника. К слову, чем быстрее мы все вернемся от дистанционного обучения к обычному, когда есть искра, живая коммуникация между учеником и учителем, тем будет легче. Воспитание, которое позволяет расставлять акценты, уделять

внимание, делать правильные или неправильные выводы, думать, сомневаться, радоваться открытиям, — это важнейшая, наряду со знаниями, составляющая формирования патриотически настроенного человека.

— На пальцах тогда, Александр Эдуардович. Как прокомментировать можете: государство у нас вне идеологии, но патриотизм — это, конечно же, идеологическая категория; школа у нас вне политики, но воспитывать патриотизм должны; партиям в школы нельзя входить, но любая партия больше всего заинтересована в практическом воспитании. Какой должна быть

позиция «Единой России» в этом вопросе?

— Патриотизм — это не идеологическая категория, а нравственная. Идеология же — это то, в какие

слова патриотизм «упаковывают». Поэтому в контексте идеологии речь должна идти именно об «упаковке». Ее мы видим в форме патриотических идеологем. Поэтому само по себе патриотическое воспитание — это никакая не идеологическая работа. Значит, и ее присутствие в образовательном учреждении логично и закономерно. У идеологии всегда есть определенный, иногда узкий, иногда широкий круг приобретения выгоды, а у патриотизма таким выгодоприобретателем является страна, а значит, мы все вместе. Поэтому идеологизировать школы и вузы, т.е. насаждать некую систему взглядов, — это плохо, а формировать нравственный каркас — хорошо.

— Александр Эдуардович, а как тогда реагировать на то, что отдельные оппозиционные граждане не только втягивают в свое видение условного патриотизма, но и привлекают детей к митингам, шествиям различным? И более того, специально этим занимаются.

— Отношение к этому у любого нормального человека должно быть однозначное — негативное. Участвовать в формировании системы взглядов, в воспитании человека, наверное, можно и нужно. А вовлекать в активную политику тех, кто не до конца сформировал свои взгляды — это неправильно, некорректно. В свое время на заре новой российской государственности был принят закон «О департизации учебных заведений». Кто-то поддерживал, кто-то не поддерживал. А считаю,

что абсолютно правильно. Сейчас есть запрет на использование детей в политической рекламе во время проведения выборных кампаний. Ограничения существуют. Если преподаватель навязывает ученикам некую систему ценностей, имеющую определенную политическую окраску, это зло. А если он помогает им разобраться с системами ценностей и сделать собственный выбор — это совсем другой разговор.

— Александр Эдуардович, сейчас проводятся выборы: активная фаза — в регионах, где идет борьба за голоса, за даты. Нужна ли вообще патриотическая риторика в этой предвыборной повестке, когда проходит выборная кампания? Например, с активным упоминанием 75-летия Великой Победы. Или стоит разграничивать эту тему с выборной кампанией, допустим, в Новосибирске?

— Для «Единой России» тема патриотизма органична. Она в принципе не может быть исключена из предвыборной риторики Партии по одной единственной причине — это одна из базовых ценностей единороссов, а один из основных структурных элементов любой избирательной кампании — представление гражданам «картины мира», за которую потенциальный кандидат выступает. Это один из самых существенных критериев, оценивая который, избиратель делает свой выбор. Нужно быть честным по отношению к людям. С технологической же точки зрения в рамках кампании уместно и востребовано развитие темы патриотизма. Если кампания проводится где-нибудь в Новосибирске или Ярославле, то я бы как раз и разговаривал о местном патриотизме. Это знание своей малой родины, ее истории, уважение к ее традициям, сформировавшемуся укладу и, что самое главное, презентация взглядов кандидатов на то, как сделать свою малую родину лучше. Как бы банально это ни звучало, но засыпать яму на дороге, забор покрасить, садик отремонтировать, светофор поставить, клуб обновить — это тоже патриотизм. Деятельный.

Отдельно нужно сказать про тему 75-летия Победы. Это святой для всех нас праздник. Сложный, с болью и радостью. И отношение к нему должно быть деликатным и трепетным. Это праздник всего народа, и присваивание такой темы политиками чаще вызывает негативную реакцию, нежели позитивную. Если кандидат может сказать избирателям о своем личном или партийном вкладе в увековечивание памяти народа-победителя, то это сделать надо. А если есть желание просто использовать символику 75-летия Победы, то это неприемлемо, по крайней мере для меня.

— Сейчас не могу не задать вопрос. Александр Эдуардович, вы много сказали о выборах, о местном патриотизме и о более широком, в пределах всей страны. Но возьмем, например, ситуацию в Хабаровске. Бывает ли в политической борьбе противопоставление местного патриотизма широкому, «большому»?

— Противопоставление местного и «большого» патриотизма — это сепаратизм. Это уже другая тема. А митинги в Хабаровске — это чистой воды политика. Хотя попытки представить происходящее как некое столкновение Дальнего Востока с Федерацией, конечно, предпринимаются. На мой взгляд, есть политические силы, которые используют подобного рода подходы в своих политических действиях. Это одна сторона проблемы, другая — люди хотят, и вполне законно, чтобы с ними разговаривали, объясняли, убеждали, а не ставили перед фактом. Сепаратизм разрушителен в любом случае, а патриотизм созидателен. Как только благие пожелания начинают работать в ущерб чему-то, здесь нужно останавливаться и задумываться над тем, куда это все может завести и в каком месте ошиблись.

— Александр Эдуардович, Президент подписал указ о том, что патриотическое воспитание — одно из важнейших для страны. Если бы «Единая Россия» запустила проект патриотического воспитания, то что стоило бы включить в его программу, а чего ни в коем случае там быть не должно?

— Тема патриотического воспитания, безусловно, актуальна. Для страны, для социума. Поэтому решение Президента понятно. Однако я вижу три угрозы, которые обществу и Партии как политическому интерфейсу общества необходимо не допустить. Во-первых, нельзя позволить, чтобы патриотическое воспитание погибло под ворохом отчетов в бюрократическом болоте, во-вторых, нельзя, чтобы оно свелось к «урокам патриотизма» или только юнармейским сборам, которые сами-то по себе вещь замечательная, и, в-третьих, проект воспитательный в отрыве от образовательной составляющей, к сожалению, обречен на неуспех. Отсюда вытекают и возможные составляющие для позиционирования «Единой России»: общественная дискуссия о том, как помочь человеку сделать осознанный выбор своей патриотической идентификации с привлечением широкого круга гражданских активистов и НКО, например, в формате общенациональной конференции тех, кто посвятил себя патриотическому воспитанию, создание коммуникационной и технологической площадки, на которой бы шли сбор и тиражирование лучших практик, а также выработка предложений по методике и практике реализации государственной политики в этой сфере, начало деликатной и кропотливой работы, направленной на определенную перенастройку образовательной модели в сторону «большей патриотичности». Ну вот взять хотя бы тему стимулирования высокого уровня знаний в школах. Знать историю своей страны, ее литературу, грамотно писать на родном языке должно стать престижным, модным и выгодным, а самое главное — нормальным.