Политика в [соц]сетях

Политика в [соц]сетях

В 2022 году медийное поле России претерпело значительные изменения: уход, заморозка популярных соцсетей и появление новых игроков на этом рынке; изменение алгоритмов новостных агрегаторов; перетекание авторов с площадки на площадку; формирование целого пласта патриотического сетевого активизма и многое другое, что нельзя игнорировать в работе политической партии.

Что происходит с соцмедиа сейчас и на что обратить внимание всем игрокам политического поля, какие технологии использует и предлагает партия и как не навредить – об этом рассказывает Александр Назаров, замруководителя Управления информации и социальных коммуникаций ЦИК партии «Единая Россия».

Достаточно серьезный виток коммуникационной трансформации произошел весной этого года, когда кроме очередного перераспределения активных авторов и аудитории выявился целый ворох проблем, которые во времена бурного роста аудитории в интернете старались не замечать.

До событий весны этого года у большинства политических авторов диверсификация инвентаря относилась к разряду экзотики, постоянный интерактив с аудиторией был, скорее всего, как дополнительная опция и включался только в выборный период.  Регулярное использование новых инструментов и функционала соцсетей было редким, а унифицированный контент для различных площадок становился уделом лишь самых продвинутых.

То, что практически все авторы привыкли к «единой кнопке» ныне запрещенной соцсети, за которой скрывается весь спектр интернета, сильно упростило коммуникационную функцию в политике и технологиях. Это расслабило и дало ощущение успеха и контроля. Особенно это видно на примере губернаторов, которые использовали площадки Meta* как панацею в диалоге с гражданским обществом и избирателями.

Да, популярность и техническая простота этих сервисов делали их удобным инструментом для политиков в краткосрочном планировании своей активности. Но, как оказалось, за подкупающей простотой в использовании и популярностью скрывался недооцененный риск в средне- и дальнесрочной перспективе.

В час Х, когда позиция компании Meta* перешла все допустимые границы и регулятор принял решение о блокировке этой площадки в России, политические авторы начали переводить свою аудиторию на другие площадки.

Кто-то успешно переключился в «Телеграм», кто-то акцентировал свою активность на привычных «Вконтакте» и «Одноклассниках».

Однако – и к сожалению – одного желания авторов в одночасье сменить ключевую площадку мало.

Соцсети – это в первую очередь история про сложную механику поведенческих привычек, мышечную память рук и большого пальца в частности – ведь за такой мелочью, как движение пальца при пролистывании ленты новостей, скрываются годы использования соцсетей и сотни миллионов долларов в прямое и косвенное промо площадок.

Конечно, не стоит впадать в панику (чего, к счастью, и не произошло), напротив, эта ситуация внесла очистительную миссию во все коммуникационное поле: авторы вынуждены конкурировать за аудиторию, концентрация которой на одной площадке серьезно изменилась. «Добыть» аудиторию и ее реакцию стало делом уже по-настоящему хитрым и требующим навыка, опыта и сноровки.

Как промежуточный итог, можно сказать, что аудитория в этом процессе в выигрыше: борьба за секунды ее внимания обострилась, а это значит, что авторы будут ответственнее относиться к производимому информационному продукту. Но, как говорят в соцсетях, это не точно.

Что нужно знать всем

Условия, когда все патриотические авторы, структуры и политики находятся под прицелом мониторинговых систем враждебных структур, а сайты и аккаунты в соцсетях подвергаются постоянным бот-атакам, дисциплинируют всех на выполнение действий по сетевой безопасности.

Отдельно стоит остановиться на сетевой гигиене в работе с информацией.

Так, среди базовых условий обозначим обязательный фактчекинг при использовании любой информации и, что особенно важно, источника информации.

Оппоненты внутри и внешний агрессивный контур делают все, чтобы распространенная ими информация нанесла не только идеологический, но и технический вред: сослался в минутной эмоции на непроверенный источник информации или персону, наделенную особым статусом (например, иноагента), не указал об этом – и справедливо получил предупреждение от контролирующих органов или более серьезные последствия. А статус политической партии или депутата делает непозволительными подобные промахи.

В период избирательной кампании такой информационный фактчекинг следует самостоятельно проводить с особым пристрастием. Сейчас не то время, чтобы мы могли позволить себе терять наработанный цифровой актив.

Итак, каждый раз перед тем, как выдавать в публичное пространство любую информацию, обязательно проверьте себя по короткому списку вопросов, это снизит риски:

Есть две важнейшие функции социальных сетей для партии.

Первая – информационная. Быть всегда рядом с избирателем, представлять аудитории свою позицию и помогать сориентироваться в потоке информации, снабжать фактами и интерпретацией происходящих событий.

Вторая – агитационная. Использовать наработанную базу в агитационной работе в ходе избирательных кампаний и находить новых сторонников партии.

Сегодня партия предлагает достаточный набор инструментов для решения обеих этих задач.

С первой справляются все коммуникационные каналы партии: сайт, соцсети, телеграм-канал, активная работа в медиа депутатского корпуса.

Вторую задачу помогают решить, среди прочего, партийные приложения «Вверх!» и «Онлайн-агитатор».

Партийные приложения

Коммуникация в социальных сетях, любой онлайн – это равнозначное живому общению поле для вербовки, информирования и агитации.

Каждый, кто чувствует в себе силы и имеет возможность, может попробовать себя в роли агитатора и «агента влияния» партии и патриотического движения в целом.

У «Единой России» есть несколько крупных ИТ-продуктов, которые позволяют любому гражданину влиться в ряды «цифровой армии» и влиять на формирование повестки в режиме реального времени, объяснять аудитории цели и задачи.

Так, партийное приложение «Вверх!» позволяет любому желающему включиться в слаженную информационную работу как на уровне региона или отдельного события (например, гуманитарная акция или волонтерская активность), так и на уровне всей страны.

Коммуникация в приложении строится по принципу групп и команд под конкретную задачу или событие, а свою эффективность можно замерить и ранжировать по различным качественным и количественным параметрам.

Сами действия в приложении могут быть как строго онлайн, так и с офлайн-составляющей: сделал какое-то действие в офлайне – расскажи об этом в соцсетях.

Лучших участников регулярно обучают новым навыкам и технологиям, отмечают партийными наградами.

Еще одно приложение – «Онлайн-агитатор»­­­– в первую очередь несет идеологическую функцию. Участники сети «Онлайн-агитатор» «протягивают» смыслы, объясняют своими словами месседжи партии, адаптируют повестку для широкой аудитории.

Сетевые акции, законодательные инициативы или важные события в жизни России требуют, что называется, раскладки по полочкам и верификации от лидера мнений. Личная позиция известных и пользующихся авторитетом в регионе или отрасли людей служит драйвером для усиления позиции и роли партии.

Приложение «Онлайн-агитатор» предлагает участникам несколько ролевых моделей своего участия (автор, агитатор, активист) и помогает партии сформировать существенную группу лидеров мнений в регионах и средах. Фактически «Онлайн-агитатор» – это точка входа в сеть лидеров мнений и их аудитории.

Оба приложения, «Вверх!» и «Онлайн-агитатор», доступны для всех желающих во всех цифровых магазинах.

Работа с возражениями

Обратная связь с пользователями в диалогах и дискуссиях, аргументация позиции и работа с возражениями – все это не менее важный аспект информационной работы, чем публикация поста у себя в соцсетях или экспертное выступление в СМИ.

И если в собственной публикации, работе со своей, «теплой», аудиторией автор почти всегда находится в позиции силы (удобно работать среди своих), то в сторонние дискуссии прийти с собственной отличной позицией – это уже смело и вызывает уважение.

Заведомо агрессивная среда сетевых диалогов не прощает слабости и малодушия, позиция должна быть аргументированной и строиться на неопровержимых доказательствах и фактах.

«Напитаться» аргументацией и фактами, укрепить свои позиции в актуальных вопросах всегда можно в официальных каналах партии (сайт, аккаунты во всех социальных сетях, телеграм-канал), а также у основных спикеров партии (Председатель и лидеры партии, депутаты, эксперты и лидеры мнений).

Вывод

Линия идеологического фронта сегодня проходит везде: в спорах с коллегами и друзьями, разговорах в транспорте и общественных местах, в социальных сетях и мессенджерах. Но именно коммуникация и контраргументация в социальных сетях, в отличие от всех других видов дискуссий, оставляет цифровой след, к которому всегда можно вернуться.

Обеспечить качество этого цифрового следа, его состоятельность – ключевая задача всей информационной работы.

Формируя сегодня массив ответов, фактов и примеров аргументации, мы пишем в режиме реального времени энциклопедию позиции партии, формируем библиотеку национальной мысли и тезисов.

Не оставайтесь в стороне, интернет на самом деле не так уж и обширен.

*Компания Meta признана в России экстремистской организацией.